Думская монархия

В дни московского вооруженного восстания был издан указ о выборах в Государственную думу. Она избиралась на 5 лет. Все население страны делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: избирательных прав лишались женщины, воен­нослужащие, рабочие мелких предприятий, молодежь до 25 лет, некоторые национальные меньшинства. Выборы не были равны­ми; нормы представительства устанавливались по ясно выраженным классовым признакам: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Вы­боры были не прямые: для крестьян — четырехстепенные, для рабочих — трехстепенные, для буржуазии и дворян — двухстепенные. При всех этих условиях большинство в Думе должно было остаться за представителями крестьянства: оно избирало 42% депутатов (по­мещики — 32%, горожане — 22, а рабочие — 3%). Это был созна­тельный шаг правительства: с одной стороны, оно тешило себя надеждой на традиционную крестьянскую веру в «доброго царя», а с другой — пыталось таким образом отвлечь крестьян от революции.

В феврале-марте 1906 г. структура власти в России была уточне­на, что предоставляло самодержавию способ сосуществования с Думой. Стремясь ограничить права Думы, император реорганизо­вал Государственный совет, превратив его во вторую палату, также наделив его законодательными правами: для представления зако­нопроекта царю требовалось его утверждение как Думой, так и Государственным советом. Государственный совет состоял из пред­ставителей, ежегодно назначавшихся царем, и выборных членов (преимущественно от крупных землевладельцев), а также по не­скольку представителей от православного духовенства, торгово-промышленной буржуазии, Академии наук и университетов. Им­ператор сохранил всю полноту власти по управлению страной: правительство было ответственным только перед ним; он назначал и увольнял министров, руководил внешней политикой (объявлял войну и заключал мир), армией и флотом; в перерывах между сес­сиями Думы имел право издавать законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.

В апреле были приняты «Основные государственные законы Российской империи». Они в совокупности означали, что Российская империя перестала быть классической самодержавной монар­хией, каковой она была на рубеже веков. Появление в России пер­вого парламента — Думы, несмотря на значительные ограничения в ее деятельности, было огромным шагом вперед в превращении абсолютной монархии в монархию ограниченную, конституцион­ную. Но дальнейшие события показали, что классической консти­туционной монархией страна не стала.

В феврале-марте 1906 г. состоялись выборы в I Государственную думу. Свою работу она начала 27 апреля. На торжественном откры­тии присутствовал Николай II. Из политических партий победу одержали кадеты, получившие 34% общего числа депутатских мест (153 из 448). Беспартийные крестьянские депутаты, объединивши­еся в Думе во фракцию так называемых трудовиков, составили относительное большинство — 107 депутатов. Крайне левые, рево­люционно-социалистические партии (большевики и эсеры) бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Тактика бойкота, принятая в обстановке спада революции, была в этих условиях малоэффективна. Таким образом, в 1 Думе кадеты пред­ставляли самую левую оппозиционную силу. Октябристы получи­ли лишь 13 мандатов. Правые партии — ни одного. Первым председателем Думы был избран кадет, профессор римского права С.А. Муромцев. Большинство комиссий Думы также возглавили кадеты.

Центральное место в думской деятельности занял аграрный вопрос. Оказалось, что надежды правительства на крестьянских депутатов не оправдались: беспартийные трудовики оказались ле­вее кадетов. Крестьяне, не получив помещичьей земли от царя, пришли в Думу с идеей передела земли и ради этого были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие немедленное отчуждение частновладельческих земель. Общим настроением дум­цев было противостояние правительству. Но власть не была едина. Так, С.Ю. Витте допускал отчуждение части помещичьих земель за выкуп в пользу крестьян, что в принципе не нарушало право част­ной собственности, но большинство министров были решительно против: I Дума уже имела дело с новым Советом министров во главе с И.Л. Горемыкиным. Правительство Горемыкина фактичес­ки игнорировало Думу, что еще более усиливало радикализм депу­татов.

Фракция трудовиков в своем законопроекте потребовала создать «общенародный земельный фонд» из казенных, удельных и част­новладельческих земель с последующим их распределением по тру­довой норме между земледельческим населением. Часть трудови­ков предлагала еще более радикальную программу: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и провоз­глашение ее (вместе с недрами и водами) общей собственностью всего населения России. Правительство отказалось обсуждать во­прос о земельном переделе. Несмотря на шедшие в это время переговоры с кадетскими и октябристскими лидерами об их вступ­лении в состав кабинета, правительство обвинило думцев в «раз­жигании смуты» и царским указом от 9 июля 1906 г. распустило Думу. Таким образом, I Государственная дума просуществовала всего 72 дня.

Правительство опасалось, что роспуск Думы приведет к волне­ниям, но этого не произошло. 178 депутатов, уехавших в Выборг, выразили свое несогласие с роспуском Думы и приняли Выборг-ское воззвание, в котором призвали народ к кампании граждан­ского неповиновения: неуплате налогов, отказу от призыва на во­енную службу и другим акциям. Выборгское воззвание не произвело большого эффекта, но правительство Горемыкина было вынуждено уйти в отставку. Новым председателем Совета министров (с сохранением поста министра внутренних дел) был назначен довольно молодой и энергичный П.А. Столыпин (1862—1911).

Его деятельность началась в условиях обострения революцион­ных событий в стране летом 1906 г. Он опубликовал правительст­венную программу реформ, в которой определялись две основные задачи:

1) успокоить страну путем чрезвычайных мер и даже объявле­ния в некоторых районах империи военного положения с введени­ем военно-полевых судов;

2) немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать проведе­ние аграрной реформы. Одновременно было объявлено о намерении правительства подготовить законопроекты по превращению России в правовое государство с их последующим обсуждением в новой Думе: о свободе вероисповедания, гражданском равнопра­вии, реформах местного самоуправления и высшей и средней шко­лы, введении всеобщего начального обучения и улучшении мате­риального положения народных учителей, полицейской реформе и др.

В феврале 1907 г. открылась II Государственная дума. В целом по своему составу II Государственная дума оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как, отказавшись от тактики бойкота, в выборах приняли участие и революционные партии — социал-демократы и эсеры. Кадеты потеряли большинство и уже не были в Думе господствующей силой. Больше всего голосов получили трудовики. Отказавшись от блока с кадетами, на который пошли меньшевики, большевики проводили тактику левого блока с тру­довиками, эсерами, энесами: левое крыло Думы усилилось. Также усилилось и правое крыло: в Думе появились правые националис­ты. Хотя они были в значительном меньшинстве, но оказались очень активны на думской трибуне. Председателем II Государст­венной думы стал правый кадет Ф.А. Головин.

Правительство предложило на рассмотрение Думы законопро­екты о неприкосновенности личности, свободе вероисповедания. упразднении земских начальников, расширении прав земских ор­ганов самоуправления — все то, о чем в предреволюционный пе­риод либералы могли только мечтать. Но в центре внимания Думы по-прежнему стоял аграрный вопрос. Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ от 9 ноября 1906 г. о разрушении общи­ны, хотя правительство уже активно проводило его в жизнь. Зна­чительное число крестьянских депутатов требовали национализа­ции всей земли и передачи ее крестьянам. В такой обстановке провести через Думу столыпинский закон было для правительства немыслимо. Учитывая, что революционная активность уже ослабе­ла, в правительстве созрело решение распустить II Государственную думу и созвать с помощью изменения закона о выборах но­вую, более покорную. Повод для роспуска Думы нашелся. Обвинив депутатов социал-демократов в подготовке военного заговора про­тив существующего государственного строя, Столыпин потребовал лишения их депутатской неприкосновенности. Дума ответила об­разованием специальной комиссии для разбора дела. Не дожида­ясь итогов ее работы, 3 июня 1907 г. был обнародован царский Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении Поло­жения о выборах. II Государственная дума проработала 102 дня. Это событие вошло в историю под названием «третьеиюньского государственного переворота», положившего конец революции 1905—1907 гг. Дело в том, что это Положение противоречило ос­новным законам империи, так как изменить избирательный закон можно было только с согласия Думы. Роспуск II Государственной думы сопровождался арестом депутатов социал-демократов: одни из них попали на каторгу, другие — в ссылку. Первая российская революция закончилась. Россия вступила в новую полосу своей истории.

Оценивая первый опыт работы российского парламента, необ­ходимо отметить, что открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государствен­ными финансами и действиями правительства, звучащие в Думе критические речи в адрес властей — все это способствовало поли­тическому просвещению народа, активизации его общественной деятельности, развитию демократических традиций решения важ­нейших государственных вопросов. Дума была центром легальной политической борьбы. Именно в свете думской тактики выявля­лись ошибки и заблуждения партий, являвшиеся следствием слож­нейшей обстановки, противоречивости экономического развития страны и расстановки социально-политических сил.

ЛЕКЦИЯ XVII

РОССИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ РЕВОЛЮЦИЯМИ

Аграрный вопрос в России. Крестьянское и помещичье землевладение. Аграрные программы политических партий. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Промышленность России накануне мировой войны. Проблема многоукладности российской экономики. Государство и общество в России. Россия в первой мировой войне

После первой революции в России произошли серьезные экономические, социальные и политические перемены. Продолжался аграрный кризис. Попытка разрешить его была предпринята с помощью реформ, связанных с именем П.А. Столыпина. Точки зре­ния историков на то, насколько сильно был развит капитализм в русской деревне, что представляло собой в экономическом, соци­альном и культурном отношении русское крестьянство, основатель­но расходятся. Много разногласий вызывают и оценки столыпинской аграрной реформы. В советской исторической науке преобла­дала тенденция определять эту реформу как последнюю попытку спасти помещичье землевладение и саму монархию путем разру­шения сельской общины и создания слоя крестьян-богатеев. В настоящее время громче звучат голоса безусловных сторонников П.А. Столыпина, видевших в его реформах единственное средство спасения России.

Промышленность России начала XX в. изучалась историками в основном с точки зрения выявления в стране социально-экономи­ческих предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции. При этом до середины 1950-х годов господствовали представления М.Н. Покровского и его учеников о низком уровне развития капитализма в России.

Затем выявилась другая крайность — стремление доказать, что дореволюционная Россия быстро догоняла ведущие страны Запада по индустриальному развитию, а по уровню монополизации даже опережала некоторые передовые капиталистические страны (Францию и Англию, например).