Земская, городская, судебная, военная и реформы в сфере образования. Экономические и социальные последствия реформ
РЕФОРМЫ 1860-1870-Х ГОДОВ
ЛЕКЦИЯ XIV
Земская, городская, судебная, военная и реформы в сфере образования
Отмена крепостного права являлась первым и решающим шагом на пути всестороннего преобразования России. За крестьянской последовали земская, судебная, военная и другие реформы.
I января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Впервые в истории России были образованы всесословные выборные органы самоуправления «для заведования местными делами». Ранее самоуправление организовывалось по сословиям: для крестьян — община, мир; для дворян — губернские и уездные дворянские собрания; для горожан — органы городского самоуправления на основе «Наказа» Екатерины II.
По новому закону создавались на выборных началах органы самоуправления в губерниях и уездах — земские собрания. Делегаты (гласные) избирались на три года. Выборы проходили по сословным куриям. В основу был положен имущественный принцип. В первую, землевладельческую, курию входили собственники не менее 200 десятин земли или недвижимого имущества на 15 тыс. руб. Вторая, городская, курия включала обладателей купеческих свидетельств, владельцев промышленных предприятий с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб., лиц, обладавших недвижимой собственностью на сумму от 500 руб. и выше. Первые две курии выбирали гласных непосредственно в уездное земское собрание. По третьей, крестьянской, курии выборы были многостепенные. Деревенский сход выбирал представителей на волостное собрание, волостной сход — выборщиков, выборщики выбирали уже из своей среды гласных. Гласные избирались непосредственно в уездное земское собрание, а уездное собрание избирало уже из своей среды гласных в губернское собрание. Каждая курия избирала одного гласного в уездное собрание от 3000 земельных наделов или приравненных к ним по количеству земли, в городах — от капиталов, равных по стоимости цене 3000 земельных наделов. Закон также предусматривал, что количество гласных от одной курии не должно превышать сумму гласных двух других курии: таким образом регулировалось сословное представительство. Земские органы избирались на три года.
Земское собрание гласных собиралось один раз в год и обладало распорядительными функциями, решало все принципиальные вопросы в пределах своих полномочии. Председательствовал на уездном земстве местный предводитель дворянства. Для текущей работы избирался исполнительный орган — земская управа из 3—6 человек.
Функции земского самоуправления были строго регламентированы: «попечение в народном образовании» и «народном здравии», меры по обеспечению «народного продовольствия», т.е. оказание помощи в случае неурожаев и стихийных бедствий, строительство и содержание дорог и мостов, попечительство о местной торговле и промышленности, агрономическая помощь крестьянам, борьба с вредителями сельского хозяйства, забота о больных и престарелых. Земства должны были также оказывать помощь военным и гражданским властям в осуществлении их функций (размещение солдат на постой и др.).
Земства создавали свой бюджет путем обложения торговых и промышленных предприятий, землевладельцев, выдачи патентов и заключения торговых сделок, добровольных взносов, прибыли от земских предприятий.
Законодательство о земствах проводилось в жизнь постепенно, по отдельным губерниям и завершилось в 1875 г. Земства были созданы в 34 губерниях европейской части России. Не было земств во всей азиатской части России, на территории русской Польши, Белоруссии, в прибалтийских губерниях, там, где не было дворянского землевладения или дворянство было нерусским.
Первые выборы обеспечили преобладание среди гласных дворян. По данным первых выборов уездных земств по 29 губерниям, дворяне составляли 41,6% всех гласных, крестьяне — 38,4, купцы — 10,4%, остальные — духовенство и другие прослойки. Примерно такое же соотношение по 34 губерниям в 1883—1885 гг. В губернских земских собраниях дворяне составляли большинство гласных. По воспоминаниям известного земского деятеля Петрункевича, на первом собрании Черниговского губернского земства за огромным столом, покрытым зеленым сукном, сидели 80 гласных — цвет брянского общества губернии, и где-то в правом конце стола приютились 5 представителей крестьян. Среди них казаки, волостной писарь, но ни одного бывшего крепостного. Правда, необходимо иметь в виду, что главными плательщиками земских сборов были состоятельные слои населения. А расходы земства шли на удовлетворение в первую очередь нужд крестьянства (школы, врачебные пункты, дороги, агрономические участки и т.д.). К тому же дворяне по образованию, активности, опыту были более подготовленной прослойкой местного населения, способной обеспечить самоутверждение выборных органов, развернуть их деятельность, противостоять сопротивлению правительственной бюрократии. Дальнейшая история земств показала, что в земском движении преобладали не узкосословные интересы дворянства, а стремление помочь народу. Из среды земских деятелей выросли впоследствии видные лидеры либерально-оппозиционного движения, боровшегося против авторитарного режима, за демократические преобразования и права народа.
В ограниченной сфере своей деятельности, которая постоянно ущемлялась правительством, земства проявили энергию и активность. В 1868 г. доходная часть бюджета земств составляла 10,3 млн.. руб. В начале XX в. она увеличилась в 16 раз. Главные заботы земских учреждений — устройство школ, больниц, помощь инвалидам и престарелым, улучшение крестьянского хозяйства. Тысячи молодых людей, окончивших учебные заведения, шли по своей инициативе в самые глухие места, чтобы, несмотря на все жизненные тяготы и неудобства, помогать народу преодолеть неграмотность, отсталость, болезни.
В дореволюционной художественной литературе воссозданы образы земских врачей и учителей, работающих в невероятно трудных условиях за крайне низкую зарплату. Сельский учитель в Тверской губернии в конце XIX в. получал 120 руб. в год, 75 руб. из которых уходило на пищу и одежду. На удовлетворение минимальных культурных потребностей оставалось совсем мало. К 1890 г. в Тверской губернии были открыты 446 школ в самых отдаленных селах, где учились 46 тыс. крестьянских детей. Для подготовки учителей земство содержало в Твери учительскую семинарию. До земской реформы в этой губернии не было ни одного сельского врача. В 1890 г. действовали 12 больниц и 40 фельдшерских пунктов. Врачебную помощь получали за год более 40 тыс. человек. С образованием земств правительство передало им все заботы о начальном образовании и сельской медицине. В распоряжение земств местные органы власти передали 785 стационарных медицинских
учреждении, в том числе 519 больниц на 17 тыс. коек. Правительство же отпускало на их содержание ничтожные средства, переложив заботы о местном здравоохранении и просвещении на общественные организации.
Просветительская деятельность земств не ограничивалась школьным образованием. Открывались музеи и библиотеки, устраивались народные чтения на естественнонаучные, исторические, литературные темы, громкие чтения и разбор художественных произведений. На земские средства выделялись агрономические участки с опытными полями, устраивались местные сельскохозяйственные выставки.
При активном участии земства в российской деревне создавалась кооперация. Так, тверское земство оказало материальную помощь Н.В. Верещагину (брату известного художника), который в конце 60-х годов образовал первые в России артели по производству сыров. Для их сбыта были открыты склады в Петербурге и других городах. Окрестные крестьяне получили возможность развивать при поддержке кооперативов молочное хозяйство, получать устойчивые доходы. Деятельность Н.В. Верещагина и его помощников распространилась на Костромскую, Ярославскую и другие губернии. Улучшению жизненного уровня населения способствовало создание ремесленных артелей. Уже в 70-х годах XIX в. уездные земства Тверской губернии создали 26 кузнечных артели, а также слесарные, гвоздильные, портняжные, сапожные артели и др. Стали действовать ссудосберегательные кассы, где крестьяне могли получить взаймы деньги для покупки скота, земли, инвентаря на более выгодных условиях, чем в обычных банках.
Земские учреждения внесли большой вклад в изучение крестьянского хозяйства, его экономики и быта. При большинстве губернских земств действовали статистические бюро. Проводились сплошные и выборочные переписи и обследования крестьянских хозяйств. Была разработана научная методика статистических обследований. Во главе этой работы стояли крупнейшие экономисты А.И. Чупров, Н.А. Каблуков, А.Ф. Фортунатов и др. И до сего времени земская статистика является незаменимым источником изучения российской пореформенной деревни во второй половине XIX в. — начале XX в.
Правительство с самого начала опасалось политического влияния земств, стремилось ограничить их деятельность хозяйственными вопросами в пределах данного уезда и губернии, постоянно усиливало контроль и опеку над деятельностью земств. Председатель уездной земской управы утверждался с 1890 г. губернатором, а губернской — министром внутренних дел. Были запрещены всероссийские объединения и съезды земских деятелей. Тем не менее земства с первых своих шагов становились центрами либерально-оппозиционного движения в стране. Многие земские деятели надеялись, что создание выборных органов самоуправления на местах со временем приведет к созданию всероссийского земства, однако Александр II отверг подобные предположения, усматривая в них попытки ограничить самодержавную власть. Правительство запретило земским собраниям обсуждать политические вопросы. Но отрешить земства от политики было невозможно. Из земского движения выросли известные лидеры российского либерализма — И.И. Петрункевич, братья Родичевы и др.
Одновременно с земской готовилась городская реформа. У ее истоков стояли Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин и другие известные российские реформаторы. Основой управления городами была «Жалованная грамота городам» 1785 г.
Новое «Городовое положение» было принято в 1870 г. Самоуправление городов строилось на таких же принципах, как и земское. Все горожане, платившие городские налоги с земли, недвижимости, торга и промысла, получили право избирать городскую думу, которая ведала городским хозяйством. Избиратели делились на три группы в зависимости от количества уплачиваемых налогов. Каждая группа избирала одинаковое количество депутатов. Получалось, что сравнительно небольшие по численности группы плательщиков высоких налогов (богатые купцы и промышленники) имели столько же гласных, сколько и многотысячная группа мелких торговцев, ремесленников, приказчиков. Заседания городской думы проходили по мере надобности, для текущей работы избирались городская управа и городской голова.
Как и в земском движении, в городском самоуправлении появились энергичные и преданные делу люди, которые вопреки всем ограничениям и трудностям добивались выдающихся результатов в развитии российских городов. Примером может служить деятельность в 80—90-х годах XIX в. городского головы Москвы Н.А. Алексеева, владельца фабрики по производству золотых и серебряных нитей (родственник будущего известного артиста и режиссера К.С. Станиславского). По его инициативе в Москве были развернуты строительство многоэтажных кирпичных домов, асфальтирование и мощение, поливка и уборка улиц, установлена нумерация домов с указанием на табличках фамилии и сословия владельца. ,В Москве появилась конно-железная дорога, положено начало развитию городского общественного транспорта. Главное дело Н.А. Алексеева — строительство московского водопровода и канализации.
За несколько десятилетии своего существования органы земского и городского самоуправления продемонстрировали свою жизнеспособность и возможности в решении насущных задач жизни народа.
Самой последовательной среди преобразований 60-70-х годов XIX в. была судебная реформа. Судебная система, созданная при Екатерине II, строилась по сословному принципу (для каждого сословия — свой суд). Гражданские иски крепостных крестьян решали помещики. Судебная система была многоступенчатой, с большим количеством инстанций. Дела решались в канцеляриях, без участия истцов и потерпевших. Следствие вела полиция. Несправедливые приговоры, волокита и взяточничество судей стали объектом резкой критики в художественной литературе и публицистике.
«Новые судебные уставы», утвержденные 20 ноября 1864 г., решительно преобразовали всю судебную систему. Суд стал бессословным, т.е. одинаковым и равным для всех сословий. Уменьшилось количество судебных инстанций, были строго определены их функции. Низшей инстанцией был мировой суд, который разбирал гражданские дела. Мировых судей избирали на уездных земских собраниях. Кандидаты должны были быть не моложе 25 лет, иметь не менее 400 десятин земли или недвижимое имущество на 15 тыс. руб. Судья должен был иметь высшее или среднее образование и не менее трех лет судебной практики. Участок мирового судьи охватывал несколько волостей. Мировой судья рассматривал гражданские иски на сумму не более 500 руб. Решения он принимал единолично. Приговор включал порицание, внушение, выговор, наложение штрафа размером не более 300 руб., тюремное заключение сроком не свыше года. Суд был гласный. В закрытом заседании рассматривались лишь семейные споры и дела, затрагивающие женскую честь. Более сложные приговоры могли быть обжалованы съезду мировых судей, который собирался по решению уездного земского собрания.
Уголовные дела рассматривались в окружном суде. Для политических дел и преступлений, совершенных крупными чиновниками, существовали судебные палаты. В судебную палату можно было обжаловать приговоры окружных судов, а также приговоры по военным преступлениям. Высшей инстанцией для обжалования приговоров стал Сенат. Для этого в Сенате были образованы департаменты уголовных и гражданских дел. «Уставы» 1864 г. коренным образом перестроили всю существовавшую в России систему судопроизводства.
Суд стал также гласным и независимым от администрации. Судебные заседания всех судов проходили открыто, в присутствии публики. Отчеты о наиболее крупных делах публиковались в печати. Судей окружных судов и судебных палат утверждал император по представлению министра юстиции. Судьи должны были иметь высшее юридическое образование и обладать опытом работы. Судьи назначались пожизненно, увольнение их возможно было только по суду. Во избежание взяточничества судьям назначалось высокое жалование.
Расследование преступлений было передано из полиции специальным следователям. Методы дознания были строго регламентированы. Не допускались пытки и другие методы, понуждающие давать подследственным показания, нужные обвинению. Следователи входили в состав окружных судов, подчинялись прокурорам и председателю суда.
Впервые в истории российского суда была введена система защиты обвиняемого. На судебном процессе выступали прокурор (обвинитель), который отстаивал интересы обвинения, и защитник (адвокат), который представлял интересы подсудимого. Между обвинением и защитой происходило на суде открытое состязание с целью выявить истину, опираясь на факты предварительного следствия. При судебных органах создавались коллегии адвокатов, которые приводились к присяге (присяжные поверенные) и были ответственны перед законом. Кроме того, вводилась частная адвокатура, т.е. частные поверенные, обладавшие теми же правами и обязанностями, что и присяжные поверенные. Подсудимый имел право нанимать адвоката. Если он был не в состоянии платить за услуги, суд обязан был предоставить защитника бесплатно.
Судебная реформа вызвала к жизни российскую адвокатуру. Адвокат стал не только участником судебного процесса. Адвокаты стали частью российской либеральной интеллигенции, боровшейся против произвола и беззакония, за права человека. Имена крупнейших адвокатов были широко известны, речи их печатались в журналах и газетах как образцы красноречия и борьбы за выявление истины в судебном процессе. О крупнейшем российском адвокате Ф.Н. Плевако журнал «Право» писал в 1906 г., что для российского ораторского искусства и судопроизводства он был тем же, что А.С.Пушкин для русской поэзии. Широко известны имена В.Д. Спасовича, Н.П. Карабичевского, В.А. Маклакова, С.И. За-рудного и др.
Реформа 1864 г. ввела институт присяжных заседателей, которые были призваны объективно определить виновность подсудимых. Присяжным заседателем мог быть российский подданный не моложе 25 лет, проживающий в уезде не менее двух лет, не находившийся под судом и следствием и владеющий определенным имуществом. Кандидаты в присяжные заседатели отбирались земскими управами, утверждались губернатором. Из утвержденных списков окружными судами отбирались кандидаты на год и по жребию 12 человек по разбору конкретных дел. Жеребьевка для участия в судебном заседании должна была обеспечить беспристрастность заседателей. Присяжные заседатели имели право знакомиться со всеми материалами дела, задавать вопросы в ходе судебного следствия подсудимым и свидетелям, требовать вызова новых свидетелей и представления вещественных доказательств. После окончания судебного следствия, выступления защитника и прокурора присяжные заседатели удалялись в совещательную комнату для вынесения судебного вердикта. Руководствуясь принципом совести, они определяли, виновен или невиновен подсудимый. При определении «виновен» они могли просить у суда снисхождения. На основе вердикта присяжных заседателей члены суда (председатель и два его заместителя) определяли приговор на основе действующих законов. Действуя по совести, присяжные заседатели часто выносили решения, неожиданные для власти. Так, в 1878 г. была оправдана известная революционерка Вера Засулич, стрелявшая в петербургского градоначальника, а в 1885 г. — организаторы Морозовской стачки.
Власти побаивались суда присяжных. Уже в начале 80-х годов из его ведения были изъяты дела о крупных государственных преступлениях. Революционеров судили судебные палаты и другие инстанции, где не было присяжных и можно было вынести нужный правительству приговор.
Военная реформа 1874 г. коренным образом изменила крепостнический принцип комплектования армии путем рекрутских наборов, введенных еще Петром I. В 1874 г. был издан Устав о всеобщей воинской повинности, изменивший порядок комплектования армии. Все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали призыву в армию. Из признанных медицинскими комиссиями годными к военной службе отбирали по жребию нужный для призыва контингент. Остальных зачисляли в ополчение. Срок службы был сокращен до 6, а затем и до 3 лет. Закончившего действительную службу солдата зачисляли на 9 лет в запас, а затем до 40 лет в ополчение. Ополченцев призывали лишь при всеобщей мобилизации. Не призывали на действительную службу единственных кормильцев семьи.
Для лиц с высшим образованием был установлен сокращенный срок службы — 6 месяцев, для получивших среднее образование — два года. Обучение солдат включало все необходимое для подготовки хорошего воина. Бессмысленная муштра и телесные наказания были отменены. В воинских частях обучали солдат грамоте. Уже в первом призыве 1874 г. количество грамотных увеличилось с 13 до 20%. А впоследствии большинство возвращалось из армии грамотными. Были реорганизованы военные учебные заведения, готовящие офицерские кадры. Все это способствовало повышению боеспособности вооруженных сил. Их высокое качество проявилось уже в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Реформа армии связана с деятельностью военного министра и известного ученого, автора пятитомного сочинения о войне с Францией в 1799 г. при Павле I и трудов по военной статистике Д.Милютина.
В 1863 г. был издан новый университетский устав. Университеты были освобождены от правительственной опеки. Советы университетов стали автономными и получили право самостоятельно решать все внутренние проблемы университетской жизни: избрание профессоров на кафедры, составление программ и учебных планов, создание научных обществ, регулирование хозяйственной деятельности учебных заведений. Были отменены вступительные экзамены и усилены требования к курсовым и переводным экзаменам, расширились возможности посещения лекций и сдачи экзаменов для вольнослушателей, формально не зачисленных в университет. Состав студентов значительно демократизировался. Уже в 1866 г. около 1/5 студентов получали стипендию, 31,4% были освобождены от платы за обучение. В 1875 г. количество необеспеченных студентов превысило 75%. Уменьшилась прослойка выходцев из дворянства и высшего чиновничества.
В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. До этого женщина могла получить высшее образование только за границей. Были открыты женские гимназии. При женских гимназиях создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н. Бестужевым-Рюминым добились открытия в Петербурге Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И. Герье. Было положено начало женскому медицинскому обра-
зованию. В начале 70-х годов начались занятия на женских медицинских курсах.
Реформа образования породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.
Но со второй половины 60-х годов, когда министром народного просвещения стал ярый реакционер А.Д. Толстой, началось отступление от прогрессивных тенденций в области образования. В первую очередь это касалось среднего образования. Из гимназически программ были почти полностью изъяты естественные науки, со кращены программы изучения истории и литературы. Главным) предметами стали древние языки — латинский и греческий. Уси лились правительственный надзор и вмешательство властей в ра боту учебных заведений.
В исторической литературе реформы 60—70-х годов XIX в. по лучили определение как революции сверху. В целом оно верно от ражает крупнейший поворот в истории страны. Дореволюционная историография оперировала также понятием «великие реформы». Укоренился также тезис о незавершенности реформ, их половинчатости и непоследовательности. Незавершенность реформаторских попыток являлась одной из причин последующих кризисных ситуаций, революционных взрывов 1905 и 1917 гг. Но неверно было бы понятие незавершенности отнести к реформаторам 60—70-х годов XIX в. Александр II и его окружение проводили в жизнь доступную им и последовательную в тех условиях программу коренных преобразований, которых Россия не знала со времен Петра Великого. Невозможно было ожидать от них радикального переустройства политической и социальной жизни страны. Их цель была укрепить существующий строй, сделать его более гибким и соответствующим современным условиям. Эта цель была реформаторами достигнута. В истории страны произошел крупнейший поворот. Начался новый этап ее развития.