Лекция 22. Ментальные репрезентации.

Резюме: .

Основная литература к главе 21

Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002, с. 142-173

Лёзер Ф. Тренировка памяти. М.: Мир, 1979

Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, 3-е изд. М., 1972

Библиография

Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997. (Возникновение искусства памяти в древней Греции и его история в средние века и эпоху Возрождения.)

Hacking I. Rewriting the Soul: Multiple Personality and the Science of Memory. Princeton: University Press, 1995. (История возникновения науки о памяти в 19 веке.)

Корсаков С.С. Избр. произв. М.: ГИМЛ, 1954. (Один из трех главных основателей науки о памяти, не попавший в повествование Хакинга.)

Борхес Х.Л. Фунес, чудо памяти / Оправдание вечности. М., 1994. (Вымышленная история (?) про человека с уникальной памятью.)

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/Романтические эссе. Педагогика Пресс, 1996. (История реального человека, обладавшего безграничной памятью.)

Роуз С. Устройство памяти. М.: Мир, 1995.

Schacter D.L. Searching for Memory: The Brain, the Mind and the Past. Basic Books, 1996. (Одна из лучших книг о памяти, написанных за последнее десятилетие.)

Edelman G. The Remembered Present: A Biological Theory of Consciousness. Basic Books, 1989. (Оригинальная гипотеза памяти Нобелевского лауреата, создавшего одну из самых выдающихся теорий работы мозга.)

Loftus E. Creating false memories // Scientific American. 1997. September. (Статья известного психолога, исследовавшего феномен ложной памяти.)

Sacks O. The man who mistook his wife for a hat. Picador, 1985. (Несколько историй про неврологических больных, в том числе с потерями памяти, написанных знаменитым американским неврологом.)

Pendenergrast M. Victims of Memory. London: Harper Collins, 1996. (Книга о «войнах памяти» написанная одной из ее жертв.)

Brodie R. Virus of the Mind: The New Science of the Meme. Integral Press, 1996.

Blakemore S. The Memе Machine. Oxford: Oxford University Press, 1999.

Будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Образ представления.

2. Теории кодирования.

3. Нейронные механизмы образных представлений.

Все люди в той или иной степени способны к построению мысленных образов ("видят" знакомые формы и фигуры, представляя себе их характеристи­ки). Сколько окон в доме, где вы живе­те? По всей вероятности, при ответе на этот вопрос создается мыслен­ный образ дома и затем в уме пересчитываются все окна (см. Shepard, 1966). Если попросить представить сцену на пляже на далеком тропическом острове, то можно "увидеть" пальмы, морские раковины, солнце, людей, занятых различными делами; "услышать" шум океана, "почув­ствовать" тропический ветер.