Методы объектно-ориентированного проектирования
Теоретический материал
Методы проектирования и программирования программного обеспечения
Лекция №9
Вопросы для контроля
- Какие выделяют два класса требований, предъявляемых к программным продуктам?
- Сколько частей включает в себя функциональная спецификация? Дайте краткую характеристику каждой из частей
- Что определяют эксплуатационные требования?
- Перечислите характеристики, которые проявляются в процессе использования программного продукта
- Что понимается под архитектурой программного обеспечения?
- Что такое архитектура программной системы?
- Что такое архитектура?
- Какие различают два вида архитектур?
- Что включает в себя однопользовательская архитектура?
Цели занятия:
Обучающая: получить представление о методах проектирования и программирования программного обеспечения;
Ведущий метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Форма занятия: лекция.
Оснащение занятия: конспект лекции, презентации.
Программированием занимаются все и занимались всегда. Каждый формирует план сегодняшнего или завтрашнего дня, планирует лекции или работу, строит долгосрочные прогнозы.
Стандарт (например, США) утверждает, что процесс разработки программ или знаний должен быть описан в плане его разработки и состоять их следующих этапов:
· Планирование и контроль проекта.
· Выбор средств разработки программ или знаний.
· Анализ требований на систему.
· Проектирование системы.
· Анализ требований на программы или знания.
· Проектирование программ или знаний.
· Реализация программ или знаний и тестирование программных или текстовых единиц.
· Интеграция и тестирование программных или текстовых единиц.
· Квалификационное тестирование системы.
· Подготовка к использованию программ или знаний.
· Подготовка к передаче программ или знаний.
· Оценка программного или текстового продукта.
По существу эти этапы представляют собой отдельные работы, из которых можно создавать технологические маршруты.
Знание по своей природе является объектно-ориентированным.
Первый шаг в проектировании - выбор объектов и построение предметной области, как части лексикона. Второй шаг в проектировании - выбор операций и построение проблемной области - второй части лексикона. Эти два шага полностью определяют объекты, которые и составляют сущность проектирования. Одни объекты известны полностью, другие известны частично, а третьи полностью являются неизвестными (искомыми).
Метод объектно-ориентированного проектирования определяется по сложившейся здесь традиции: поддержанный синтаксически и семантически способ ввода объектов в знания, программы и запросы в пределах предметной области, с определенными свойствами и характеристиками, атрибутами и операциями над ними по некоторым правилам путем применения абстракции и конкретизации (как представителя абстракции).
Основные объекты задаются именами понятий (терминами) и представления значений или литералами из знаков.