Ярослав Мудрый. Расцвет Киевского государства

Время княжения Ярослава Мудрого — 1019—1054 гг. Владимир Святославович умер в 1015 г. Промежуточные четыре года ознаме­нованы ожесточенной, кровопролитной борьбой за Киевский стол между сыновьями Владимира.

После смерти Владимира Святославовича Киев оказался в ру­ках его старшего и нелюбимого сына Святополка. Подослав убийц, он уничтожает главного соперника, своего младшего брата Бориса, а вслед за ним — Глеба и третьего брата — Святослава. Ярослав в это время княжил в Новгороде. Отношения его с отцом были на­тянутыми и чуть ли не враждебными. Узнав о смерти отца, он собирает дружину из новгородцев и варягов и идет на Киев против Святополка. Начинается четырехлетняя кровавая война с участием иноземных наемников. На стороне Святополка сражаются отряды его тестя — польского короля Болеслава. Борьба идет с перемен­ным успехом и крайней ожесточенностью. О последней битве летописец говорит, что сеча была такая злая, каковых еще не было на Руси, трижды сходились воины и кровь лилась ручьями. Побежденный Свято полк бежал и погиб при неизвестных обстоятельствах.

Ярослав утвердился в Киеве. Но предстояла еще борьба с млад­шим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани, самом отда­ленном княжестве на полуострове Тамань. Воинственный сопер­ник Ярослава двинулся на Киев добывать себе волости. Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства от Балтийского моря до Азии. Это был период наивысшего расцвета древнерусского государства. Победив своих соперников, Ярослав стремился всеми силами, раз­ными способами укрепить единство государства. Большое значе­ние имело завершение христианизации населения. При Владимире Святославовиче христианская религия распространилась в основ­ных городах по течению Днепра и его притоков. В отдаленных местах, в стране вятичей, в Залесье и на севере еще господствовало язычество. Уговорами и силой Ярослав добился утверждения хри­стианства. Было завершено создание церковной иерархической организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую митрополию, назначив митрополитом грека, но вскоре на этот пост стал назначаться местный священнослужитель. Таким образом, Киев стал церковным центром. В Киеве для митрополита был построен величественный Софийский собор, который по ар­хитектуре и убранству мало уступал одноименному храму в Кон­стантинополе. Были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерская лавра. Таким образом, церковь при Ярославе стала крупнейшей опорой княжеской власти.

Ярослава называли также хоромцем (строителем). Он построил княжеский терем, окружил Киев стеной со знаменитыми Золоты­ми воротами. Стольный Киев-град стал одним из красивейших городов Европы, крупнейшим центром торговли и ремесла. Росло его население, богатство и слава Киева распространялись далеко за пределами Руси.

Ко времени правления Ярослава Мудрого относится начало летописания. По мнению известного исследователя А.А. Шахмато­ва, первая летопись была создана в 1037 г. На ее основе монах Киево-Печерского монастыря Нестор в конце XI в. создал «Повесть временных лет». Летопись была призвана исторически обосновать единство Руси и объединяющую роль княжеской власти. Такое же значение имело начало создания первого письменного свода законов «Русской Правды» с добавлением позднейших кня­жеских законодательных постановлений. Обычное право, древней­шие предания, которые могли быть разными у различных племен, заменялись единым письменным законом. Княжеская власть вы­ступала как высший судебный арбитр, гарант законности и право­порядка. Штрафы и судебные доходы пополняли княжескую казну.

Ярослав Мудрый многое сделал для распространения просве­щения. По преданию, он был книжником, любил читать сам и стремился приобщить к чтению других. Из Византии в Киев были приглашены переводчики древних рукописей, главным образом церковных. Из переписанных монахами книг в Софийском соборе была создана своеобразная библиотека (первая библиотека на Руси), где все желающие могли получить манускрипты для чтения. При монастырях стали создаваться школы. Сам князь отобрал в Новгороде 300 юношей для обучения. Это же было сделано и в Киеве.

Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев (ныне эстонский город Дерпт). В 1036 г. он нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они боль­ше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетнюю изнурительную войну с Византией. Но хотя на полях сражений не было решительных побед, а княжеское войско даже терпело поражения, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привиле­гии в торговле, отпустила пленных.

При Ярославе Киевская Русь установила со многими европей­скими государствами контакты, закрепленные брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, три его доче­ри вышли замуж за французского, норвежского и венгерского ко­ролей, а внучка — за германского императора.

Даже столь краткий обзор событий первой половины XI в. сви­детельствует, что при Ярославе Древнерусское государство достиг­ло высшей точки своего расцвета. Действительно мудрый, выдаю­щийся во всех отношениях государственный деятель, Ярослав не случайно вошел в историю как Ярослав Мудрый.

До середины XI в. развитие Древней Руси проходило по восхо­дящей линии: от объединения разрозненных славянских племен вокруг Киева до христианизации Руси и образования на востоке Европы могущественного государства. После смерти Ярослава Мудрого начинаются ослабление и распад Киевского государства. Господствовавшая до сих пор центростремительная тенденция развития сменяется тенденцией центробежной, усиливается обособление отдельных земель от Киева, происходит ослабление центральной власти, появляются новые политические образования, которые соперничают с Киевом.

В чем причины этого поворота истории Древней Руси? Дейст­вовали, несомненно, объективные факторы. Развивались земледе­лие, ремесло и торговля, росло экономическое значение отдельных регионов Киевского государства. Киев перестал быть центром, откуда направлялись торговые караваны в Византию. Путь из «варяг в греки» терял свое значение. С ростом значения земледелия дружинники-воины превращались в бояр-землевладельцев, зани­мавшихся своим хозяйством. Местные вотчинные интересы преобладали над общегосударственными интересами. Экономическое усиление окраин делало их независимыми от Киева.

Разрушительное действие на Киевскую Русь оказали набеги кочевников. В 60-е годы XI в. появился новый опасный противник — половцы. Не менее тяжелыми для населения являлись кня­жеские усобицы, постоянные внутренние военные столкновения, разорявшие население. Большинство крестьян и городских жите­лей покидали обжитые места и уходили подальше, в более безопас­ные места. Один путь был на юг, к Днестру, Западному и Южному Бугу, к предгорьям Карпат, другой — на восток, за реку Оку, к вер­ховьям и среднему течению Волги, в так называемое Залесье. Этот край был редко населен финскими племенами. За лесами было безопасно. Обширные пространства и сравнительно плодородная почва благоприятствовали развитию земледелия.

Распаду Киевской Руси в значительной мере способствовал порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым. Главная идея заключалась в том, что Киевская земля — вотчина всего рода, общее владение всех его сыновей и внуков. Но главен­ствует старший по возрасту, который сидит в Киеве и которому остальные князья должны подчиняться как старшему, слушаться «как отца своего». По завещанию Ярослава каждый из его сыновей получил удел. Старший сын Изяслав стал великим князем киев­ским и получил Новгород. Остальные сыновья получили города в зависимости от старшинства. По замыслу Ярослава в случае смер­ти киевского князя место занимает следующий по старшинству брат. Происходит соответствующее передвижение уделов: черниговский князь переходит в Киев, переяславский — в Чернигов и т.д.

Но такой порядок таил в себе разрушительные силы, которые проявились вскоре после смерти Ярослава Мудрого. Младшие сы­новья не могли надеяться получить Киевский стол обычным путем. А среди внуков Ярослава уже трудно было определить стар­шинство. Появились князья-изгои, лишенные владений. Разрос­шееся Ярославово племя признавало только принцип силы. Сила, военное противоборство стали главным способом добычи удела и великого княжения. Междоусобная борьба приняла всеобщий ха­рактер. За 170 лет до татарского нашествия летописи отмечают более 90 усобиц. Иногда борьба длилась по несколько лет. Побе­дившие князья не щадили своего противника, расправлялись с его семьей и дружиной, разоряли его селения, грабили крестьян и го­рожан. Для борьбы друг с другом нанимали половецкие отряды, которые были особенно жестоки по отношению к местному населению.