Начало рационализма и летописание XV-XVII вв.

XIV-XVI вв. вошли в мировую историю как эпоха Возрождения, эпоха гуманизма и рационализма (от латинского ratio — "разум"). Рационализм пришел на смену схоластике, основным тезисом которой было: "главное — верить, а не знать".

Это было время, когда в наиболее развитых странах Европы началось духовное раскрепощение человека. Человеческий разум становился един­ственным мерилом всего происходящего. Особенностью гуманистической историографии было то, что историческая мысль начала освобождаться от безусловного господства богословия. История трактовалась как результат деятельности людей; не Бог, а человек оказывался в центре исторического процесса. Эпоха Возрождения была временем Н.Коперника и Д.Бруно, Т.Мора и Т.Кампанеллы, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Летописание как ведущий жанр исторической литературы просущест­вовало в России до конца XVII — начала XVIII вв. Оно не могло не испы­тывать на себе воздействия отдельных сторон европейской общественной мысли. В русском летописании XV — XVII вв. усилилось внимание к че­ловеческой личности, мотивам деятельности людей, появляются историче­ские сочинения, не связанные с формой изложения по годам. Наблюдаются попытки выйти за рамки литературного этикета.

В XVII — XVIII столетиях в результате успехов естественных наук перед историками была поставлена задача увидеть причины, факторы, объясняющие движение и изменчивость мира. Исторические знания превращались в науку. Был поставлен вопрос о возможности естесгвенно-научного объяснения истории. Была введена новая периодизация истории — разделение ее на древнюю, средневековую и новую, которая принята в исторической науке до наших дней. Стали различать авторский текст, вводилась система ссылок на документы. В России процесс становления исторической науки был связан с именами выдающихся исследователей XVIII века — В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова.