Методы исследования произвольной памяти

Флорес:

- метод заучивания (или точнее метод последовательных воспроизведений) Эббингауза позволяет построить кривую научения (количество проб от числа элементов правильно воспроизведенных в этой пробе);

- метод антиципации Эббингауза (воспроизведение в установленном порядке с подсказкой);

- метод постоянного числа предъявлений (на группе с показателями коэффициента узнавания и запоминания;

- метод парных ассоциаций (запоминание пар таким образом, чтобы при предъявлении первой - метод уравнивания Вудвортса (исключение из ряда правильно воспроизведенных элементов);

можно было назвать второй);

- метод узнавания;

- метод реконструкций (воссоздание заученного порядка при предъявлении перемешиваемого материала);

- метод сбережения (относительное сбережение - отношения разностей числа проб при первом и втором заучивании и числа проб при первом заучивании и число проб соответствующих критерию усвоения).

Существуют классические методы экспериментального исследования памяти.

МЕТОД УДЕРЖАННЫХ(ИЛИ ЗАПОМИНАЕМЫХ) ЧЛЕНОВ РЯДА (ЭББИНГАУЗ).

Все элементы предъявляются: (последовательно или целиком) ´ (зрительно или на слух) ´ (один раз или несколько) + воспроизводятся (сразу или через определенный промежуток времени) ´ (в той же последовательности или не заботясь о порядке элементов ряда); метод служит для определения непосредственного объема памяти, зависимости запоминания от содержания.

МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ.

Начиная со второго повторения ряда испытуемый пытается воспроизвести следующий член ряда.

Цель: выяснить число запомненных элементов при фиксированном количестве предъявлений.

Критерий упражнения: постоянен для всех испытуемых. Всем испытуемым материал предъявляется определенное число раз, и это число заранее устанавливается экспериментатором.

Воспроизведение: сразу же или спустя некоторое время после окончания предъявлений, при этом определяется количество запомненных элементов материала методом воспроизведения или методом узнавания

Показатель запоминания: правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов.

Показатель узнавания: число правильно идентифицированных элементов.

Проблемы метода: выигрышное положение у быстро обучающихся субъектов.

МЕТОД УГАДЫВАНИЯ (ВАРИАНТ МЕТОДА АНТИЦИПАЦИИ) (МЮЛЛЕР, ПИЛЬЦЕККЕР).

После заучивания ряда воспроизводят только отдельные члены этого ряда с требованием указать следующий член.

МЕТОД ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ (ИЛИ УДАЧНЫХ ОТВЕТОВ) (КАЛКИНС) (ПОХОЖ НА МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ ЭББИНГАУЗА).

Все элементы предъявляются в рядах, состоящих из пар элементов (последовательно со строгим интервалом между парами) ´ (зрительно или на слух – в трохаическом размере, т.е. с ударением на первом слоге) ´ (один раз или несколько) + воспроизводятся – при предъявлении первого элемента каждой пары только второй член этой пары; метод служит для определения прочности и характера устанавливаемых ассоциаций между парами элементов.

Цель: добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить.

Элементы материала располагаются попарно, первый элемент играет роль стимула, второй — ответа. При предъявлении первого члена пары испытуемый должен назвать второй член.

Воспроизведение: после нескольких предъявлений пар испытуемому предъявляют только стимулы, на которые он должен отвечать правильным элементом. Если он ошибается или не отвечает, ему предлагают правильный ответ.

Показатели: общее время заучивания; число проб, необходимых для достижения критерия усвоения; число правильных ответов в каждой пробе; число ошибок в каждой пробе.

МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ (ИЛИ ВЫУЧИВАНИЯ) (ЭББИНГАУЗ).

Здесь переменной является число повторений и необходимое для этого время); = все элементы предъявляются: (последовательно или целиком) ´ (зрительно или на слух) ´ (несколько раз – до полного выучивания) + воспроизводятся (после каждого предъявления делается попытка воспроизвести весь ряд, завершается после однократного или двукратного безошибочного воспроизведения); метод служит для анализа динамики запоминания.

Цель: добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить.

Критерий усвоения: первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте — два безошибочных воспроизведения)

Воспроизведение: испытуемый воспроизводит материал, удержанный в памяти, а между воспроизведениями материал для запоминания ему многократно предъявляют в постоянном темпе.

Показатели: количество проб, время, необходимое для полного заучивания материала.

Обработка: рисуется кривая научения: х — число проб, у — число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе.

Проблемы метода: медленно обучающиеся субъекты получают большее число повторений материала, поэтому оказываются в более выгодном положении.