Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психи­ческих процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

Внастоящее время в нейропсихологии выделяются несколько относитель­но самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактически­ми задачами. С известной долей условности среди доминирующих тенденций в этом разделе науки можно выделить две — клиническую и реабилитационную.

Клиническая нейропсихология представляет собой основное направление, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и механизмов, лежащих в основе появившегося дефекта. Объектом исследования в ней яв­ляется мозг больного или травмированного человека, а предметом исследова­ния — причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой — их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь А. Р. Лурия и его шко­лой был разработан комплекс методов клинического нейропсихологического обследования, известный под названием «луриевские методы». Последние годы ознаменовались новым шагом в развитии теоретических и эксперимен­тальных исследований по разработке и модификации методов топической диагностики очаговых поражений мозга.

Реабилитационная нейропсихология — направление в нейропсихологии, за­нимающееся восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выра­ботки нового набора психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциаль­ной сферах. Это направление включает в себя обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической органи­зации высших психических функций, проводятся целенаправленные воздей­ствия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы фун­кциональные системы мозга, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивацион-ные, двигательные и поведенческие механизмы.

Отвечая на требования психологии о необходимости рассмотрения функ­ции в трех аспектах: в наличном состоянии, в процессах ее развития и распа­да, — реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт восстано­вительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами вос­питания и обучения, а также коррекцией недостатков умственно отсталых де­тей и их социальным приспособлением. Существенную роль реабилитаци­онные мероприятия играют и при решении лечебно-восстановительных задач по отношению к людям с врожденными или приобретенными дефектами зре­ния и слуха.

Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихоло­гия, включает в себя разнообразные системы воспитания, обучения и актива­ции ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической диаг­ностики и контроля за эффективностью восстановления или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.

Вспомогательными, подчиненными направлениями в нейропсихологии следует признать психофизиологическое и экспериментальное, имеющие соб­ственные цели и методы, но в конечном счете и в практическом плане обслу­живающие клиническую проблематику.

Психофизиологическая нейропсихология отвечает за исследование психичес­ких процессов с помощью объективных аппаратурных методов, использующих для анализа физиологические показатели. К числу таких приемов относятся механограмма, миограмма, плетизмограмма, а также электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки по­лучать представления о ее «карте» и др.

В настоящее время, помимо традиционных, в клинических условиях ис­пользуются такие уточняющие локализацию поражения методы, как магни-торезонансная томография (исследование, основанное на явлении ядерного магнитного резонанса), позитронно-эмиссионная томография (способ сле­жения за чрезвычайно малыми концентрациями ультракороткоживущих ра­дионуклидов, которыми помечены физиологически значимые соединения в мозге), и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных по­тенциалов естественной стимуляцией и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вводимых радиоактивных веществ унич­тожать патологические органические очаги в глубине мозга или функциональ­но «переучивать» группы нейронов.

Экспериментальная нейропсихология своей задачей ставит эксперименталь­ное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психи­ческих процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует обус­ловленность психических функций в их эволюционном контексте — на мозге животных. Последнее обстоятельство позволяет прибегать к травматичным способам анализа связи между мозговой тканью и психическими функциями и предполагает проведение допустимых аналогий между изменениями, воз­никающими у экспериментального животного после выключения (разруше­ния) отдельных мозговых структур, и вероятными изменениями у человека с подобными же по локализации формами патологии. Кроме того, в экспери­ментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используются метод не­посредственного раздражения электротоком и бескровные методы — охлаж­дения, смазывание участков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими их функционирование.

Детская нейропсихология — раздел, к задачам которого относятся изучение онтогенетичски обусловленных изменений мозговой организации психичес­ких процессов, с наибольшей отчетливостью проявляющихся в возрастной динамике функциональных связей при становлении межполушарного взаи­модействия. Предмет исследования данного направления — закономерности становления отдельных психических функций в связи с неравномерным со­зреванием различных отделов мозга, особенности протекания патологичес­ких процессов у детей различных возрастных групп, отличие психофизиоло­гических проявлений при локальных поражениях мозга у детей и взрослых, разработка специальных диагностических приемов и нормативных показате­лей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребенка его воз­расту, готовности к школе и эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность.

Нейропсихология позднего возраста как самостоятельное направление воз­никло относительно недавно. Его основная задача — изучение заномернос-тей функционирования мозга человека ъ периоде инволюции. Перспектив­ность исследований в этой области, с одной стороны, предопределяется демографической спецификой настоящего времени, увеличением числа по­жилых людей и распространенностью среди них заболеваний, вызванных воз­растными диффузными измениями в центральной нервной системе, а с дру­гой — поисками малоисследованных механизмов компенсации негативных изменений в мозговой ткани. Особую окраску данному направлению прида­ют полученные на животных результаты, в соответствии с которыми, предпо­ложительно, у взрослых особей возможно размножение нейронов в некоторых отделах мозга, а также осторожные опыты по использованию так называемых стволовых клеток с целью замещения возникающего морфологического дефекта и производно — «омоложению» соответствующей психической фун­кции.

Совершенно очевидно, что четких границ между указанными направлени­ями не существует, а новый методический арсенал и теоретические выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся по мере их научного приятия достоянием других.