НАУКА В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

 

Изобретатели машин, произведших промышленную революцию, не были учеными, это были мастера-самоучки. Некоторые из них были неграмотны; к примеру, Стефенсон научился читать в 18 лет. В период промышленного переворота наука и техника развивались независимо друг от друга. В особенности это касалось математики, в это время появился векторный анализ, французский математик О.Коши создал теорию функций комплексного переменного, а англичанин У.Гамильтон и немец Г.Грасман создали векторную алгебру. В работах Лапласа, Лежандра и Пуассона была разработана теория вероятностей. Основные достижения физики были связаны с исследованием электричества и магнетизма. На рубеже XVIII-XX вв. итальянский физик Вольта создал гальваническую батарею; такого рода батареи долгое время были единственным источником электрического тока и необходимым элементом всех опытов. В 1820 г. датский физик Г.Эрстед обнаружил, что электрический ток воздействует на магнитную стрелку, затем француз А.Ампер установил, что вокруг проводника появляется магнитное поле и между двумя проводниками возникают силы притяжения или отталкивания. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Это явление состоит в том, что если замкнутый проводник при своем перемещении пересекает магнитные силовые линии, то в нем возбуждается электрический ток. В 1833 г. работавший в России немецкий ученый Эмилий Ленц создал общую теорию электромагнитной индукции. В 1841 г. Джоуль исследовал эффект выделения теплоты при прохождении электрического тока. В 1865 г. выдающийся английский ученый Джеймс Максвелл создал теорию электромагнитного поля.

Теория электромагнетизма стала первой областью, где научные разработки стали непосредственно внедряться в технику. В 1832 г. русский подданный барон П. В. Шиллинг продемонстрировал первый образец электрического телеграфа. В приборе Шиллинга импульсы электрического тока вызывали отклонение стрелки, соответствующее определенной букве. В 1837 г. американец Морзе создал усовершенствованный телеграф, в котором передаваемые сообщения отмечались на бумажной ленте с помощью специальной азбуки. Однако потребовалось шесть лет прежде чем американское правительство оценило это изобретение и выделило деньги на постройку первой телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором. После этого телеграф стал стремительно развиваться, в 1850 г. телеграфный кабель соединил Лондон и Париж, а в 1858 г. был проложен кабель через Атлантический океан.

В конце XVIII в. родилась новая наука, химия. Прежде алхимики считали, что все вещества состоят из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. В 1789 г. Антуан Лоран Лавуазье экспериментально доказал закон сохранения вещества. Затем Джон Дальтон предложил атомистическую теорию строения вещества; он утверждал, что атомы различных веществ обладают различным весом и что химические соединения образуются сочетанием атомов в определенных численных соотношениях. В 1809 г. был открыт закон кратных объемов при химическом взаимодействии газов. Это явление было объяснено Дальтоном и Гей-Люссаком как свидетельство того, что в равных объемах газа содержится одинаковое количество молекул. Позднее Авогадро выдвинул гипотезу, что в определенном объеме (скажем, кубометре) любого газа содержится одинаковое количество молекул; эта гипотеза была экспериментально подтверждена в 40-х гг. французским химиком Ш.Жераром. В 1852 г. английский химик Э. Фрэнкленд ввел понятие валентности, т. е. числового выражения свойств атомов различных элементов вступать в химические соединения друг с другом. В 1869 г. Д. И. Менделеев создал периодическую систему элементов.

Химическая промышленность в первой половине XIX в. производила в основном серную кислоту, соду и хлор. В 1785 г. Клод Луи Бертолле предложил отбеливать ткани хлорной известью. В 1842 г. русский химик Николай Зинин синтезировал первый искусственный краситель, анилин. В 50-х гг. немецкий химик А. Гофман и его ученик У. Перкин получили два других анилиновых красителя, розанелин и мовеин. В результате этих работ стало возможным создание анилинокрасочной промышленности, получившей быстрое развитие в Германии. Другой важной отраслью химической промышленности было производство взрывчатых веществ. В 1845 г. швейцарец Щенбейн изобрел пироксилин, а итальянец Сабреро – нитроглицерин. В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил промышленное производство нитроглицерина, а затем перешел к производству динамита.

В 1840-х гг. немецкий химик Юстус Либих обосновал принципы применения минеральных удобрений в с/х. С этого времени начинается производство суперфосфатных и калиевых удобрений, Германия становится центром европейской химической промышленности.

Одним из достижений экспериментальной химии было создание фотографии. В XVIII в. был распространен аттракцион с использованием камеры-обскуры. Это был ящик с небольшим отверстием в которое вставлялось увеличительное стекло; на противоположной стенке можно было видеть изображение находящихся перед камерой предметов. В 1820-х гг. французский художник Жозеф Ньепс попытался зафиксировать это изображение. Покрыв слоем горной смолы медную пластинку, он вставлял ее в камеру, потом пластинку подвергали действию различных химикалий, чтобы проявить изображение. Все дело было в подборе фотонесущего слоя, проявителя и закрепителя. Потребовались долгие годы экспериментов, которые после смерти Ньепса продолжал его помощник Луи Дагер. К 1839 г. Дагеру удалось получить изображение на пластинках, покрытых иодистым серебром, после проявления их парами ртути; таким образом появилась дагерротипия. Французское правительство оценило это изобретение и назначило Дагеру пожизненную пенсию в 6 тысяч франков.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

 

В конце XIX столетия наступила «эпоха электричества». Если первые машины создавались мастерами самоучками, то теперь наука властно вмешалась в жизнь людей – внедрение электродвигателей было следствием достижений науки. «Эпоха электричества» началась с изобретения динамомашины, генератора постоянного тока; его создал бельгийский инженер Зиновий Грамм в 1870 г. Вследствие принципа обратимости машина Грамма могла работать как в качестве генератора, так и в качестве двигателя; она могла быть легко переделана в генератор переменного тока. В 1880-х гг. работавший в Америке на фирме «Вестингауз электрик» югослав Никола Тесла создал двухфазный электродвигатель переменного тока. Одновременно работавший в Германии на фирме АЭГ русский электротехник Михаил Доливо-Добровольский создал эффективный трехфазный электродвигатель. Теперь задача использования электроэнергии упиралась в проблему передачи тока на расстояние. В 1891 г. состоялось открытие Всемирной выставки во Франкфурте. По заказу организаторов этой выставки Доливо-Добровольский создал первую ЛЭП высокого напряжения и трансформатор к ней; заказ предусматривал столь сжатые сроки, что не проводилось никаких испытаний; система была включена - и сразу заработала. После этой выставки Доливо-Добровольский стал ведущим электротехником того времени, а фирма АЭГ стала крупнейшим производителем электротехники. С этого времени заводы и фабрики стали переходить от паровых машин к электродвигателям, появились крупные электростанции и линии электропередач.

Большим достижением электротехники было создание электрических ламп. За решение этой задачи в 1879 г. взялся американский изобретатель Томас Эдисон; его сотрудники проделали свыше 6 тысяч опытов, пробуя для нити накаливания различные материалы, лучшим материалом оказались волокна бамбука, и первые лампочки Эдисона были «бамбуковыми». Лишь спустя двадцать лет по предложению русского инженера Лодыгина нить накаливания стали изготовлять из вольфрама.

Электростанции требовали двигателей очень большой мощности; это проблема была решена созданием паровых турбин. В 1889 г. швед Густав Лаваль получил патент на турбину, в которой скорость истекания пара достигала 770 м/с. Одновременно англичанин Чарлз Парсонс создал многоступенчатую турбину; турбина Парсонса стала использоваться не только на электростанциях, но и как двигатель быстроходных судов, крейсеров и океанских лайнеров. Появились также гидроэлектростанции, на которых использовались гидротурбины, созданные в 30-х гг. французским инженером Бенуа Фурнероном. Американец Пелтон в 1884 г. запатентовал струйную турбину, работавшую под большим давлением. Гидротурбины имели очень высокий к. п. д., порядка 80% и получаемая на гидростанциях энергия была очень дешевой.

Одновременно с работами по созданию сверхмощных двигателей шла работа над малыми передвижными двигателями. Поначалу это были газовые двигатели, работавшие на светильном газе; они предназначались для мелких предприятий и ремесленных мастерских. Газовый двигатель был двигателем внутреннего сгорания, то есть сгорание топлива осуществлялось непосредственно в цилиндре и продукты сгорания толкали поршень. Работа при высоких температурах в цилиндре требовала системы охлаждения и смазки; эти проблемы были решены бельгийским инженером Этьеном Ленуаром, создавшим в 1860 г. первый газовый двигатель. Однако получаемый из древесных опилок светильный газ был дорогим топливом, более перспективными были работы над двигателем, работавшим на бензине. Бензиновый двигатель потребовал создания карбюратора, устройства для распыления топлива в цилиндре. Первый работоспособный бензиновый двигатель был создан в 1883 году немецким инженером Юлиусом Даймлером. Этот двигатель открыл эру автомобилей; уже в 1886 г. Даймлер поставил свой двигатель на четырехколесный экипаж. Эта машина была продемонстрирована на выставке в Париже, где лицензию на ее производство купили французские фабриканты Рене Панар и Этьен Левассор. Панар и Левассор использовали только двигатель Даймлера; они создали свой автомобиль, оснастив его системой сцепления, коробкой передач и резиновыми шинами. Это был первый настоящий автомобиль; в 1894 г. он выиграл первые автомобильные гонки Париж-Руан. В следующем году Левассор на своем автомобиле выиграл гонку Париж-Бордо. «Это было безумие! – сказал победитель. - Я мчался со скоростью 30 км/час!» Однако Даймлер сам решил заняться производством автомобилей; в 1890 г. он создал компанию «Даймлер моторен», и десять лет спустя эта компания выпустила первый автомобиль марки «Мерседес». «Мерседес» стал классическим автомобилем начала XX в.; он имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 35 л. с., развивал скорость 70 км/ч. Эта красивая и надежная машина имела невероятный успех, она положила начало массовому производству автомобилей.

К.п.д. двигателя Даймлера составлял около 20%, к.п.д. паровых машин не превосходил 13%. Между тем согласно теории тепловых двигателей, разработанной французским физиком Карно, к.п.д. идеального двигателя мог достигать 80%. Идея идеального двигателя волновала умы многих изобретателей, в начале 90-х гг. ее попытался воплотить в жизнь молодой немецкий инженер Рудольф Дизель. Идея Дизеля состояла в сжатии воздуха в цилиндре до давления порядка 90 атмосфер, при этом температура достигала 900 градусов; затем в цилиндр впрыскивалось топливо; в этом случае цикл работы двигателя получался близким к идеальному «циклу Карно». Дизелю не удалось полностью реализовать свою идею, из-за технических трудностей он был вынужден понизить давление в цилиндре до 35 атмосфер. Тем не менее, первый двигатель Дизеля, появившийся в 1895 г., произвел сенсацию – его к.п.д. составлял 36%, вдвое больше, чем у бензиновых двигателей. Многие фирмы стремились купить лицензию на производство двигателей, и уже в 1898 г. Дизель стал миллионером. Однако производство двигателей требовало высокой технологической культуры, и Дизелю многие годы пришлось ездить по разным странам, налаживая производство своих двигателей.

Двигатель внутреннего сгорания использовался не только в автомобилях. В 1901 г. американские инженеры Харт и Парр создали первый трактор, в 1912 г. фирма «Холт» освоила выпуск гусеничных тракторов, и к 1920 году на американских фермах работало уже 200 тыс. тракторов. Трактор взял на себя не только полевые работы, его двигатель использовался для приведения в действие молотилок, косилок, мельниц и других сельскохозяйственных машин. С созданием трактора началась массовая механизация сельского хозяйства.

Появление двигателя внутреннего сгорания сыграло большую роль в зарождении авиации. Поначалу думали, что достаточно поставить двигатель на крылатый аппарат - и он поднимется в воздух. В 1894 г. знаменитый изобретатель пулемета Максим построил огромный самолет с размахом крыльев в 32 метра и весом 3,5 тонны – эта машина разбилась при первой попытке подняться в воздух. Оказалось, что основной проблемой воздухоплавания является устойчивость полета. Эта задача решалось долгими экспериментами с моделями и планерами. Еще в 1870 гг. француз Пено создал несколько маленьких моделей, приводимых в действие резиновым моторчиком; результатом его экспериментов был вывод о важной роли хвостового оперения. В 1890-х гг. немец Отто Лилиенталь совершил около 2 тысяч полетов на сконструированном им планере. Он управлял планером, балансируя своим телом, и мог находиться в воздухе до 30 секунд, пролетая за это время 100 метров. Опыты Лилиенталя закончились трагически, он не смог справиться с порывом ветра и разбился, упар с высоты 15 метров. Работу над созданием планеров продолжили американцы - братья Райт, владельцы велосипедной мастерской в городе Дейтоне. Братья Райт ввели вертикальный руль, поперечные рули-элероны и измерили подъемную силу крыльев с помощью продувания в изобретенной ими аэродинамической трубе. Построенный братьями Райт планер был хорошо управляемым и мог держаться в воздухе около минуты. В 1903 г. братья Райт поставили на планер небольшой бензиновый двигатель, который они изготовили сами, в своей мастерской. 14 декабря 1903 г. Вильбур Райт совершил первый моторный полет, пролетев 32 метра; 17 декабря дальность полета достигла 260 метров. Это были первые полеты в мире, до братьев Райт еще не один аэроплан не мог подняться в воздух. Постепенно увеличивая мощность мотора, братья Райт учились летать на своем аэроплане, в октябре 1905 г. самолет продержался в воздухе 38 минут, пролетев по кругу 39 км. Однако достижения братьев Райт остались незамеченными и их обращенные к правительству просьбы о помощи остались без ответа. В том же 1905 г. братья Райт были вынуждены из-за недостатка средств прекратить свои полеты. В 1907 г. Райт посетили Францию, где общественность с большим интересам относилась к полетам первых авиаторов – правда, дальность полетов французских авиаторов измерялась лишь сотнями метров и их аэропланы не имели элеронов. Рассказы и фотографии братьев Райт произвели во Франции такую сенсацию, что ее эхо докатилось до Америки и правительство немедленно предоставило Райтам заказ на 100 тыс. долларов. В 1908 г. новый аэроплан Райтов совершил полет продолжительностью в 2,5 часа. Заказы на аэропланы посыпались со всех сторон, в Нью-Иорке была основана самолетостроительная компания «Райт» с капиталом 1 млн. долларов. Однако уже в 1909 г. произошло несколько катастроф на «Райтах», и наступило разочарование. Дело в том, что самолеты братьев Райт не имели хвостового оперения и поэтому часто «клевали носом». Французские авиаторы знали о необходимости хвостового оперения из опытов Пено; вскоре они позаимствовали у братьев Райт элероны и превзошли своих американских собратьев. В 1909 г. Луи Блерио совершил перелет через Ла-Манш. В этом же году Анри Фарман создал первую массовую модель аэроплана, знаменитый «Фарман-3». Этот самолет стал основной учебной машиной того времени и первым аэропланом, который стал выпускаться серийно.

В конце XIX в. продолжалась работа над созданием новых средств связи, на смену телеграфу пришел телефон и радиосвязь. Первые опыты по передаче речи на расстояние проводились английским изобретателем Рейсом в 60-х гг. В 70-х гг. этими опытами заинтересовался Александер Белл, шотландец, эмигрировавший в Америку и преподававший сначала в школе для глухонемых детей, а потом в Бостонском университете. Один знакомый врач предложил Беллу воспользоваться для экспериментов человеческим ухом и принес ему ухо от трупа. Белл скопировал барабанную перепонку, поместив металлическую мембрану рядом с электромагнитом, добился удовлетворительной передачи речи на небольшие расстояния. В 1876 г. Белл взял патент на телефон и в том же году продал более 800 экземпляров. В следующем году Девид Юз изобрел микрофон, а Эдисон применил трансформатор для передачи звука на большие расстояния. В 1877 г. была построена первая телефонная станция, Белл создал фирму по производству телефонов. Через 10 лет в США было уже 100 тыс. телефонных аппаратов.

При работе над телефоном у Эдисона возникла мысль записать колебания микрофонной мембраны. Он снабдил мембрану иглой, которая записывала колебания на цилиндре, покрытом фольгой. Так появился фонограф. В 1887 г. американец Эмиль Берлинер заменил цилиндр круглой пластинкой и создал граммофон. Граммофонные диски можно было легко копировать, и вскоре появилось множество фирм, занимавшихся звукозаписью.

Новый шаг в развитии связи был сделан с изобретением радиотелеграфа. Научной основой радиосвязи была созданная Максвеллом теория электоромагнитных волн. В 1886 г. Генрих Герц экспериментально подтвердил существование этих волн с помощью прибора, называемого вибратором. В 1891 г. французский физик Бранли обнаружил, что металлические опилки, помещенные в стеклянную трубку, меняют сопротивление под действием электромагнитных волн. Этот прибор получил название когерера. В 1894 г. английский физик Лодж использовал когерер, чтобы регистрировать прохождение волн, а в следующем году русский инженер Александр Попов приделал к когереру антенну и приспособил его для принятия сигналов, испускаемых вибратором Герца. В марте 1896 г. Попов продемонстрировал свой аппарат на заседании Российского физико-химического общества и произвел передачу сигналов на расстояние 250 метров. Одновременно с Поповым свою радиотелеграфную установку создал молодой итальянец Гульельмо Маркони; он первым сумел запатентовать это изобретение; а в следующем году организовал акционерное общество для его использования. В 1898 г. Маркони включил в свой приемник джиггер – прибор для усиления антенных токов, это позволило увеличить дальность передачи до 85 миль и осуществить передачу через Ла-Манш. В 1900 г. Маркони заменил когерер магнитным детектором и осуществил радиосвязь через Атлантический океан: президент Рузвельт и король Эдуард VIII обменялись по радио приветственными телеграммами. В октябре 1907 г. фирма Маркони открыла для широкой публики первую радиотелеграфную станцию.

Одним из замечательных достижений этого времени было создание кинематографа. Появление кино было прямо связано с усовершенствованием изобретенной Дагером фотографии. Англичанин Мэддокс в 1871 г. разработал сухобромжелатиновый процесс, который позволил сократить выдержку до 1/200 секунды. В 1877 г. поляк Лев Варнеке изобрел роликовый фотоаппарат с бромсеребряной бумажной лентой. В 1888 г. немецкий фотограф Аншюц создал моментальный шторный затвор. После этого появилась возможность делать моментальные снимки. После этого вся проблема свелась к созданию скачкового механизма, чтобы производить снимки через промежутки в долю секунды. Этот механизм и первый киноаппарат был создан братьями Люмьерами в 1895 г. В декабре этого года был открыт первый кинотеатр на бульваре Капуцинов в Париже. В 1896 г. Люмьеры объехали все европейские столицы, демонстрируя свой первый кинофильм; эти гастроли имели колоссальный успех.

В конце XIX в. впервые создаются вещества, именуемые те­перь пластмассами. В 1873 г. Дж. Хайеттом (США) был запа­тентован целлулоид — первое из таких веществ, вошедшее в широкий обиход. Перед Первой мировой войной были изобрете­ны бакелит и другие пластмассы, носящие общее название фенопластов. Производство искусственного волокна началось после того, как в 1884 г. французский инженер Г. Шардонё раз­работал метод получения нитрошелка; впоследствии научи­лись производить искусственный шелк из вискозы. В 1899 г. русский ученый И. Л. Кондаков положил начало получению синтетического каучука.

Последние десятилетия XIX в. были временем технических сдвигов в строи­тельном деле. Строительство высотных зданий, или, как их стали называть, «небоскребов» началось в Чикаго в 80-х гг. XIX в. Первым зданием нового типа считается 10-этажный дом чикагской стра­ховой компании, построенный в 1883 г. архитектором У.Дженни, который применил как железные, так и стальные перекры­тия. Усиление стен стальным каркасом, на который стали опираться балки междуэтажных перекрытий, позволило увеличить высоту зда­ний вдвое. Самым высоким зданием тех времен был Нью-йоркский 58-этаж­ный небоскреб, высотой в 228 м, построенный в 1913 г. Но высочайшим сооружением была Эйфелева башня, своеобразный памятник «века железа». Воздвиг­нутая французским инженером Гюставом Эйфелем на Марсо­вом поле в Париже в связи со Всемирной выставкой 1889 г. эта ажурная башня имела 300 м в высоту.

Наряду с металлическими широкое применение получили в это время железобетонные конструкции. Человеком, открывшим железобетон, считается французский садовник Жозеф Монье. Еще в 1849 г. он изготовил кадки для плодовых деревьев с кар­касом из железной проволоки. Продолжая свои опыты, он в 60-х гг. запатентовал несколько способов изготовления труб, резервуаров и плит из бетона с железной арматурой. Наиболее важным был его патент на железобетонные сводчатые перекры­тия (1877 г.).

Конец XIX в. был временем бурного роста мировой железнодорож­ной сети. С 1875 по 1917 гг. протяженность железных дорог выросла в 4 раза и достигла 1,2 млн. км. Знаменитыми стройками того времени были магистраль Берлин-Багдад и Великий Сибирский путь, его протяженность к 1916 г. составила 7,4 тыс. км. На новых железных дорогах укладывали стальные рельсы, они пересекали величайшие реки мира и на них возводились гигантские стальные мосты. Начало «эре стальных мостов», как выражались современники, положили арочный мост инженера Дж. Идса че­рез р. Миссисипи (1874) и висячий Бруклин­ский мост в Нью-Йорке архитектора Рёблинга (1883). Центральный пролет Бруклинского мос­та имел в длину около 1/2 км. На новых дорогах работали мощные локомотивы системы компаунд с многократным расширением и высоким перегревом пара. В 90-х годах в США и Германии появились первые электровозы и электрифицированные железные дороги.

Строительство железных дорог потребовало многократного увеличения производства стали. В 1870-1900 гг. выплавка стали возросла в 17 раз. В 1878 г. английским инженером С. Дж. Томасом был введен томасовский способ передела чугуна на сталь; этот способ позволил использовать фосфористые железные руды Лотарингии и обеспечил рудой металлургическую промышленность Германии. В 1892 г. французский химик А. Муассан создал дуговую электрическую печь. В 1888 г. американский инженер Ч. М. Холл разработал электролитический способ производства алюминия, открыв дорогу широкому использованию алюминия в промышленности.

Новые технические возможности привели к совершенствованию военной техники. В 1887 г. американец Хайрем Максим создал первый пулемет. Знаменитый пулемет «Максим» производил 400 выстрелов в минуту и по огневой мощи был равнозначен роте солдат. Появились скорострельные трехдюймовые орудия и тяжелые 12-дюймовые пушки со снарядами весом 200-300 кг.

Особенно впечатляющими были перемены в военном кораблестроении. В Крымской войне (1853-1856) еще участвовали деревянные парусные гиганты с сотнями пушек на трех батарейных палубах, вес самых тяжелых снарядов составлял в то время 30 кг. В 1860 г. в Англии был спущен на воду первый железный броненосец «Варриор», и вскоре все деревянные корабли пошли на слом. Началась гонка морских вооружений, Англия и Франция, соревновались в создании все более мощных броненосцев, позднее к этой гонке присоединились Германия и США. В 1881 г. был построен английский броненосец «Инфлексибл», водоизмещением в 12 тыс. т; он имел лишь 4 орудия главного калибра, но это были колоссальные пушки калибра 16 дюймов, размещенные во вращающихся башнях, длина ствола была 8 метров, а вес снаряда - 700 кг. Через некоторое время все ведущие морские державы стали строить броненосцы этого типа (правда в основном с 12-дюймовыми орудиями). Новый этап гонки вооружений был вызван появлением в 1906 г. английского броненосца «Дредноут»; «Дредноут» имел водоизмещение 18 тыс. тонн и десять 12-дюймовых орудий. Благодаря паровой турбине, он развивал скорость в 21 узел. Перед мощью «Дредноута» все прежние броненосцы оказались небоеспособными, и морские державы стали строить корабли, подобные «Дредноуту». В 1913 году появились броненосцы типа «Куин Елизабет» водоизмещением 27 тыс. т с десятью 15-дюймовыми орудиями. Эта гонка вооружений естественным образом привела к мировой войне.

Причиной мировой войны было несоответствие реальной мощи европейских держав и размеров их владений. Англия, воспользовавшись ролью лидера промышленной революции, создала огромную колониальную империю и захватила большую часть ресурсов, необходимых другим странам. Однако к концу XIX века лидером технического и промышленного развития стала Германия; естественно, что Германия стремилась использовать свое военное и техническое превосходство для нового передела мира. В 1914 году началась первая мировая война. Германское командование надеялась разгромить своих противников за пару месяцев, однако в этих расчетах не была учтена роль появившегося тогда нового оружия – пулемета. Пулемет дал решающее преимущество обороняющейся стороне; германское наступление было остановлено и началась долгая «окопная война». Тем временем, английский флот блокировал германские порты и прервал поставки продовольствия. В 1916 году в Германии начался голод и, который, в конечном счете, привел к разложению тыла, к революции и к поражению Германии.

 


Литература

 

Запарий В. В., Нефедов С. А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003.

Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники. // Вопросы философии. 1989. №2. С.143 –147

Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1956. 735 с.

Белъкинд Л.Д., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А., Веселовский О. Н. История энергетической техники. М., 1960

Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие. Харьков: Изд-во Харьковского гос. политех. ун-та, 1996. 380 с.

Богаевский Б. Л. История техники, М.-Л., 1936

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки / Сост.: М.С. Бастракова и др.; Вступ. ст. С.Р. Микулинского; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники; Арх. АН СССР. М.: Наука, 1981. 359 с.

Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XV – XIX веков: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. 287 с.

Виргинский В.С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники. 1870-1917 гг.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 304 с.

Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 288 с.

Гайденко П.П. Эволюция понятия наука: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 567 с.

Гайденко П.П. Эволюция понятия наука: (XVII – XVIII вв.): Формирование научных программ Нового времени / Отв. ред. И.Д. Рожанский; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М.: Наука, 1987. 447 с.

Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. 158 с.

Данилевский В.В. Очерки истории техники XVIII-XIX вв. М.-Л., 1934

Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989. 479 с.

Дюби Ж. Европа в средние века. Смоменск, 1994

Зворыкин А.А., Осьмова Н. И., Чернышев В. И., Шухардин С. В. История техники. М.: Наука, 1962. 420 с.

Кедров Б.М. О великих переворотах в науке. М., 1986

Кириллин Л.Л. Страницы истории науки и техники. М., 1986

Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987

Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада / Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича. М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. 372 с.

Массон В.М. Первые цивилизации. Л.,1989

Наука и культура: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники; Отв. ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1984. 336 с.

Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты: Сб. ст. / Рос. АН, Ин-т философии; Отв. ред. И.П. Меркулов. М.: ИФРАН, 1993. 197 с.

Поликарпов В.С. История науки и техники: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 352 с.

Принципы историографии естествознания. М., 1993

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 286 с.

Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980

Семенов Н.Н. Наука и общество. М., 1973

Современная научно-техническая революция. Историческое исследование. М., 1974

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов. М.: Контакт-альфа, 1996. 400 с.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / Рос. АН, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1994. 274 с.

Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 до 1900 гг.). М., 1934

Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т «Открытое об-во»; Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. 551 с.

Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. / Под ред. А.Л. Доброхотова. М.: Высшая школа, 1991. С. 80 – 111

Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. М., 1978

Березкина Э.И. О зарождении естественнонаучных знаний в древнем Китае. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982

Бируля П. Ядерный штурм. М., 1980

Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938

Боген Т. Современная биология. М., 1974

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М., 1980

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3

Бутинов Н.А. Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев. // Ранние земледельцы. М., 1980

Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса. // Философия и общество. М., 1997. № 1

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983

Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 1925

Виргинский В.С. История техники железнодорожного транспорта. Вып. I. М., 1938

Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975

Дилъс Г. Античная техника. М.-Л., 1934

Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987

Дьяконов И.М. Научные представления на Древнем Востоке. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982

Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М., 1959

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М.,1989

Запарий В.В., Личман Б.В., Нефедов С.А. Технологическая интерпретация новой истории России. // Регион-Урал, 1999, № 12

Из истории советской космонавтики. // Памяти академика С. П. Королева. М., 1983

История Византии. Т. 1-3. М., 1967

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1-2. М.,1983, 1988

История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992

История Европы. Т. 3. От средневековья к новому времени. М., 1993

История Европы. Т. 4. Европа нового времени. (XVII-XVIII века)

История первой мировой войны. Т. 1-2. М., 1975

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986

История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988

Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. М.,

Кикоин И.К. Рассказы о физике и физиках. М., 1965

Ковалевская В.Б. Конь и всадник. М., 1977

Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л., 1974

Коростовцев М.А. Наука древнего Египта. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982

Коротаев А.В. Некоторые экономические предпосылки классообразования и политогенеза.

// Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. М., 1991

Крадин Н.Н. Особенности классообразования и политогенеза у кочевников. // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. М., 1991

Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983

Крюков М.В., Малявин В.В., Сафронов Н.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984

Кузнецов Б.Г. История энергетичес­кой техники, М.—Л., 1937

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994

Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света. // Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977

Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990

Культура Византии. IV- первая половина VII века. М., 1984

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990

Кунов Г. Всеобщая история хозяйства. Т.1. М.-Л., 1929

Лилли С. Люди, машины и история. М., 1970

Лурье С.Я. Архимед, М.-Л., 1945

Лурье С.Я. Очерки по истории антич­ной науки. М.-Л., 1947

Манн Л. Транспорт, энергия, будущее. М., 1987

Манту П. Промышленная революция в Англии в конце XVIII в., М., 1937

Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие. СПб., 1994

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979

Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966

Микроэлектронная технология и ее влияние на общество. М., 1987

Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). М., 1980

Очерки истории арабской культуры. М., 1982

Очерки истории Китая. М., 1959

Очерки по истории техники Древнего Востока. М.-Л., 1940

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1982

Пионеры машинной индустрии. М.-Л., 1937

Прочко И.С. История развития артиллерии с древнейших времен до конца XIX века.

Райт Дж.К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988

Решетов А.М. Основные хозяйственно-культурные типы ранних земледельцев. // Ранние земледельцы. Л., 1980

Савельева Т.Н. Аграрный строй Египта в период Древнего царства. М., 1962

Савельева Т.Н. Материальная культура древнего Египта. // Культура Древнего Египта. М., 1976

Семенов С.А. Происхождение земледелия. Л., 1974

Снигирев И.Л., Францов Ю.П. Древний Египет. Л., 1938

Снисаренко А.Б. Эвпатриды удачи. Л., 1990

Стучевский И.А. Научная мысль в древнем Египте. // Культура Древнего Египта. М., 1976

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,

Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVII – начале XX века. Алма-Ата, 1971

Тюменев А.И. Государственное хозяйство древнего Шумера. М.-Л., 1956

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988

Хазанов А.М. Социальная история скифов. М., 1975

Шарашенидзе Дж.М. Формы эксплуатации рабочей силы в государственном хозяйстве Шумера II пол. III тыс. до н.э. Тбилиси,1986

Шершов А.П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. СПб., 1994

Шишаков В.А. Галилео Галилей. М., 1974

Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1989

Энштейн А. Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965

Wittfogel E.A. Oriental Despotism. А comparative study of total power. New Haven, 1957

 

Конец формы