Тема 18. Программность в романтической инструментальной музыке. Ф.Лист. Г.Берлиоз.

Ференц Лист (1811 – 1886) - знаменитый пианист-виртуоз, композитор, педагог, капельмейстер и писатель о музыке, много послуживший прогрессу музыкального искусства в XIX стол. Родился 10 октября 1811 г. в Венгрии; с самого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности и заслужил название Wunderkind. Семи лет он читал ноты без посторонней помощи и вообще с чтением музыки познакомился ранее, чем с грамотой. После трехлетних занятий у отца, Лист, когда ему было около девяти лет, впервые выступил в публичном концерте. Шесть венгерских магнатов обеспечили Листу настолько, что он мог получить серьезное музыкальное образование.

С 1821 г. он занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, теорией — у Сальери. Выступая в концертах, Лист вызывал громадную сенсацию в венской публике; во время одного из них Бетховен, после импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 г. Л. поехал в Париж, где занимался у Паэра, потом у Рейха. Одноактная опера его, «Дон-Санчо», была дана в Париже в 1825 г. К этому же времени относятся его фортепианный концерт A-moll, этюды и пр. В 1827 г. умер отец Листа, вследствие чего мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Л., еще более его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а впоследствии знакомство с такими людьми как Гюго, Бальзак, Гейне, Альфред де Мюссе, Жорж Санд, выработали в Л. художника-мыслителя.

С юных лет и до конца жизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания, но остается в тени. Так например, в 1829 г. Лист первый играл в Париже концерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в то время недоступна парижанам. Большое влияние оказал на Листа Паганини, npиехавший в Париж в 1831 г. Игра гениального скрипача побудила Л. добиться еще большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этот труд был первым и чрезвычайно блестящим опытом в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довел до столь высокой степени. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен, а как на композитора — Берлиоз.

Около 1835 г. большое внимание обратили на себя статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. Рано Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал. В середине 30-х годов Лист предпринимает путешествие по Швейцарии, Италии. К этому времени относятся его сборник пьес «Album d'un voyageur» (изданный впоследствии под названием «Annees de pelerinage») фантазии на «Пуритан», «Лючию», «Жидовку», переложения пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где пишет знаменитую пьесу «Venezia е Naроli» и оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Необычайные размеры его слава получает между 1839 и 1848 гг. В этот период Лист несколько раз объехал всю Европу, не исключая России, Испании, Португалии, Турции. В России Лист был в 1842 и 1848 гг. Он первый стал выступать в концертах, исполняя всю программу один, без участия посторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большое состояние, давшее Листу возможность подвинуть дело постановки монумента Бетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18 тысяч талеров. Для музыкального торжества, сопровождавшего открытие памятника (1845), Лист написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз Лист открыл новые горизонты. Он властвовал над публикой не только благодаря своей технике и новизне приемов, но, главным образом благодаря глубоко художественному исполнению. Он умел передать свое искусство своим ученикам и создал целую листовскую школу, представителями которой являются Таузиг, Бюлов и мн. др. Величайший из пианистов как в игре, так и в фортепианных произведениях, он выказал глубокое понимание богатых средств фортепиано.

В 1848 г. Лист посвятил себя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаря ему, Веймар становится средоточием музыкальной жизни Германии. На оперной сцене и концертах, под управлением Листа выдвигается вперед все выдающееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое. «Тангейзер» Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает должную оценку в Веймаре; там же впервые ставится «Лоэнгрин»; обеим этим операм Листа посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже с оперой «Бенвенуто Челлини», имеет с ней полный успех в Веймаре. То же происходит и с оперой «Геновефа» Шумана, совершенно непонятой в Лейпциге.

Лист с одинаковой симпатией относился к композиторам своей страны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в Листе живейший интерес и большое сочувствие. Во время веймарского периода написаны: гранская месса и почти все оркестровые сочинения Листа, симфонии и симфонические поэмы, масса фортепианных произведений — 15 рапсодий, 18 этюдов, полонезы, ноктюрны.

В начале 60-х годов Лист переселился в Рим, а в 1865 г. принял малое пострижение и звание аббата. Свою творческую деятельность Лист направляет теперь преимущественно в сторону церкви. Плодом ее явились оратории: «Св. Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса. В начале 70-х годов Лист выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а с 1875 г. его деятельность сосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентом вновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его рождения во многих музыкальных центрах Европы (между прочим и в Петербурге) чествовалось концертами, составленными из произведений Листа.

В 1886 г. Лист, так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его присутствии была исполнена его оратория «Св. Елизавета». В Люксембурге приветствия публики в концерте до того растрогали маститого художника, что он, хотя и давно отказавшийся от публичного исполнения, решился играть перед тысячной аудиторией. Осенью этого года Лист собирался в Петербург, но скончался 19 июля в Байрейте, где и погребен. Последними композиторскими его трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма «От колыбели до могилы» и несколько фортепианных пьес. Оратория «Св. Станислав», вступление которой исполнялось еще в 1884 г., осталась недоконченной, как и фортепианная школа: «Methode de piano».