Тема 1. Музыка как вид искусства

Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и по времени звуковых последований.

В ряде случаев музыка аналогична речи, или речевой интонации. Вместе с тем музыка существенно отличается от речи: опосредованность отражения действительности, необязательность утилитарных функций, важнейшая роль эстетической функции, художественная ценность как содержания, так и формы (индивидуальный характер образов и их воплощения, проявление творческого начала, общехудожественной и специфически музыкальной талантливости автора или исполнителя и др.

В ряду искусств музыка примыкает, во-первых, к неизобразительным (лирическая поэзия, архитектура и др.), и, во-вторых, к временным (танец, литература, театр, кино), т.е. к таким, которые развертываются во времени, и, в-третьих, к исполнительским (те же танец, театр, кино), т.е. требующим посредников между творчеством и восприятием. При этом содержание и форма музыки специфичны по отношению к другим видам искусства.

Содержание музыки составляют художественно-интонационные образы, запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях). Главенствующую роль в содержании музыки играют художественные эмоции – отобранные в соответствии с возможностями и целям искусства. Из различных видов эмоций более всего свойственно изображать настроения: веселье, грусть, бодрость, уныние, нежность, уверенность, тревогу и т.п. Также музыка широко отражает эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности: задумчивость, решительность, энергичность, порывистость, сдержанность, упорство и т.п.

Материальным воплощением содержания музыки, способом его существования служит музыкальная форма – система музыкальных звучаний, в которой реализуются мысли, эмоции и образные представления композитора. Для музыкальной (как и всякой художественной) формы характерна тенденция к устойчивости, стабильности, повторяемости структур и отдельных элементов.

Относительно происхождения музыки на рубеже XIX-ХХ вв. были выдвинуты гипотезы, согласно которым истоками музыки явились интонации эмоционально возбужденной речи (Г.Спенсер), пение птиц и любовные зовы животных (Ч.Дарвин), ритмы работы первобытных людей (К.Бюхер), их звуковые сигналы (К.Штумпф), магические заклинания (Ж.Комбарье).

Музыкальная культура рабовладельческих и раннефеодальных государств Древнего мира (Египет, Шумер, Ассирия, Вавилон, Сирия, Палестина, Индия, Китай, Греция, Рим, государства Закавказья и Ср. Азии) характеризуется уже широкой деятельностью профессиональных музыкантов (обычно соединявших в себе композитора и исполнителя), которые служили в храмах, при дворах правителей и знати, участвовали в массовых обрядовых действах, общественных празднествах и т.д. Музыка сохраняет главным образом практические материальные и духовные функции, унаследованные от первобытного общества и связанные с ее непосредственным участием в труде, быту, воинской жизни, гражданских и культовых обрядах, в воспитании юношества. Однако впервые намечается обособление эстетической функции, появляются первых образцы музыки, предназначенной для слушания (например, песнопения и инструментальные пьесы, исполнявшиеся в Греции на состязаниях музыкантов).

Появляются первые системы письменной фиксации музыки (клинописные, иероглифические или буквенные), хотя господствующей формой ее сохранения и распространения остается устная. Возникают первые музыкально-эстетические и теоретические учения и системы. О музыке пишут многие философы древности (в Китае – Конфуций, в Греции – Пифагор, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Аристоксен, в Риме – Лукреций Кар). Музыка рассматривается на практике и в теории как вид деятельности, близкой к науке, ремеслу и религиозному культу, как «модель» мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее средство воздействия на природу (магия) и на человека (формирование гражданских качеств, нравственное воспитание, врачевание и др.). В связи с этим устанавливается строгая общественная (в некоторых странах государственная) регламентация применения музыки разных видов.

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа – феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования: во Франции – искусство трубадуров и труверов, в Германии – миннезингеров, а также городских ремесленников.

Входят в быт новые музыкальные инструменты, в т.ч. пришедшие с Востока (виола, лютня и т.д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглеры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Музыка вновь выполняет главным образом прикладные и духовно-практические функции. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило – в одном лице) и восприятием. И в содержании музыки, и в е форме господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер – лучший представитель общины).

Во всем царят строгая традиционность и каноничность. Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов способствовал переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо Аретинский, Х в.), позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность.

В эпоху Возрождения все больше выдвигаются на первый план эстетические и познавательные функции музыки, ее способность служить средством не только управления поведением людей, но отражением внутреннего мира человека и окружающей действительности. В музыке выделяется индивидуальное начало. Восприятие постепенно отделяется от творчества и исполнительства, формируется публика как самостоятельный компонент музыкальной культуры. Расцветает инструментальное любительство (лютня). Широчайшее развитие получает бытовое вокальное музицирование. В профессиональной музыке достигает своей вершины хоровое многоголосие a cappella (полифония «строгого стиля») чисто диатонического склада в жанрах мессы, мотета или светской многоголосной песни.

В развитии композиторского творчества период с ХVII – первая половина XVIII вв. ознаменован скрещивающимися воздействиями таких художественных стилей как барокко (итальянская и немецкая инструментальная и хоровая музыка), классицизм (итальянская и французская опера), рококо (французская инструментальная музыка) и постепенным переходом от сложившихся ранее жанров, стилей и форм к новым, сохранившим господствующее положение до наших дней. Среди монументальных жанров наряду со «страстями» (пассионами) на религиозную тематику и мессой возникают и быстро выдвигаются на ведущее место опера и оратория. Зарождаются также кантата (сольная и хоровая), инструментальный концерт (сольный и оркестровый), камерно-инструментальный ансамбль (трио и др.), сольная песня с инструментальным сопровождением, сюита которая объединяет бытовые танцы. В конце этого периода начинается формирование современной симфонии и сонаты, а также балета как самостоятельного жанра.

В первой половине ХIХ века в композиторском творчестве ряда европейских стран утверждается романтизм. Его характерные черты в музыке: обостренное внимание к эмоциональному миру личности, индивидуализация и драматизация лирики, выдвижение темы разлада между индивидуумом и обществом, между идеалом и реальностью, обращение к историческим (средневековым), народно-легендарным и народно-бытовым сюжетам и к картинам природы, интерес к национальному, историческому и географическому своеобразию отражаемой действительности, более конкретное воплощение национального начала на основе песен разных народов, усиление роли вокального, песенного начала, а также красочности (в гармонии и оркестровке), более свободная трактовка традиционных жанров и форм и создание новых (симфоническая поэма), стремление к многообразному синтезу музыки с другими искусствами.

В ХХ в. композиторское творчество отличается небывалым разнообразием и пестротой стилевых течений (экспрессионизм, неоклассицизм, новый динамизм, неофольклоризм и др.).