Косарева Н.А.

Преподаватель

Искусство эстрады» и «Культурология».

Конспект лекций по курсу

«История музыки»

для студентов по специальности

Составитель


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История музыки» является важнейшей частью системы общегуманитарного и профессионального воспитания и обучения студентов учебных заведений культуры и искусства.

Целью данного курса является изучение лучших художественных образцов западноевропейской, русской и белорусской музыкальной культуры, постижение основных эпохальных, национальных и индивидуальных авторских стилей в их становлении и историческом развитии, приобщение студентов к высоким традициям мировой музыкальной классики.

Методологической основой ведения курса является сочетание широкой гуманитарной направленности с конкретно аналитическим подходом к изучаемым явлениям. Творчество отдельных композиторов рассматривается на фоне духовных, социальных и философско-эстетических проблем эпохи.

В задачи курса входят: становление профессионального интеллекта студентов, расширение их общекультурной эрудиции, воспитание первичных критических навыков в оценке произведений музыкального искусства. В результате изучения курса студент должен иметь целостное представление об историческом процессе развития музыкального искусства, приводя аналогии с другими видами искусства, грамотно анализировать содержание изучаемых музыкальных произведений, уметь воссоздать полную картину развития музыкальных традиций в контексте многообразных процессов духовной жизни общества.

Учебный курс предусматривает наличие лекционной части и органично связанных с нею семинарских занятий.

Содержание лекционного курса составляет изучение основных проблем исторического развития музыкального искусства и тесно связано с содержанием цикла общегуманитарных дисциплин, в частности, истории искусств. Проблемный характер изложения лекционного курса предполагает опору на обобщенный музыкально-исторический материал в сочетании с анализом конкретных историко-стилистических явлений и произведений композиторов, представляющих различные эпохи, стили, национальные школы.

Практические занятия могут иметь различные формы:

- углубленное рассмотрение отдельных тем, посвященных конкретным проблемам стиля, жанра или творчества композитора

- подробный анализ музыкальных произведений, наиболее показательных для стиля того или иного композитора

- заслушивание и обсуждение сообщений по различным темам курса, самостоятельно подготовленных студентами

- прослушивание музыкальных произведений с комментариями педагога, необходимость чего обусловлена большим объемом материала курса, подлежащего изучению, при ограниченности доступности ряда записей для самостоятельного ознакомления, а также отсутствием у части студентов навыков самостоятельной оценки и адекватного целостного восприятия сложных произведений академической музыки.