Права и свободы в послевоенном мире

 

Правовой статус личности является важной цивилизационной характеристикой. Тема «прав человека», достойной жизни, раскрепощения личности даже в начале XXI века остается актуальной для большей части человечества, включая россиян.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., была весьма своеобразным международным документом. Дело в том, что при создании ООН было установлено, что решения Организации Объединенных Наций не будут иметь юридической силы, если соответствующее государство не ратифицирует данный договор, т. е. не сделает его положения обязательными для жизни страны. В 1966 г. с целью повысить эффективность Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея ООН приняла два дополнительных документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти три документа составили Международный билль о правах человека. Все эти документы устанавливают минимальные стандарты прав человека, которые государство должно обеспечить своим гражданам.

На основе Всеобщей декларации прав человека приняты региональные документы: Европейская конвенция по правам человека (1953), Американская конвенция по правам человека (1979), Африканская хартия по правам человека и народов (1986). Созданы и региональные организации по защите прав человека: Европейский суд по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов и Американская комиссия по правам человека.

Наряду с Международным биллем о правах ООН разработала ряд других документов по важным проблемам. К 1995 г. были разработаны и приняты конвенции по геноциду (115 подписавшихся государств), против расовой дискриминации (135 участников), по уничтожению всех форм дискриминации женщин (85 поддержавших государств), по правам ребенка (174 участника конвенции).

К настоящему времени можно говорить о создании универсального механизма гарантий прав человека. В самом общем плане этот механизм включает в себя следующие элементы. Во-первых, это сами люди, выступающие в качестве участников различных правоотношений, а также в качестве правозащитников. Во-вторых, это государственные организации, среди которых особая роль отводится правоохранительным органам и их должностным лицам (суд, прокуратура, адвокатура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и т. д.). В-третьих, это общественные объединения, в первую очередь неправительственные правозащитные организации.