Социология в России в Х1Х и начале ХХ века.

 

Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. С начала XIX века в социальном мышлении России преобладают и противоборствуют, с одной стороны, славянофильство и русофильство, а с другой - западничество.

Наиболее крупными представителями русофилов были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.

Социологическая мысль в России развивалась как часть европейской культуры. Выдающимися деятелями русской социологии являются М. М Ковалевский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти и др. Они оказали существенное влияние на становление социологии как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время отечественная социология испытала заметное влияние концепций западных социологов: О Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др.


Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) был создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. "Человечество" - это только отвлеченное понятие, реальными же носителями исторической жизни выступают "естественные" системы - обособленные "культурно-исторические типы". Главным критерием для выделения типов является языковая близость. Сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.


Другим, не менее оригинальным отечественным социологом был Лев Ильич Мечников (1838-1888). Главное его произведение "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ". В этой работе он стремиться объяснить неравномерность общественного развития изменением географических условий. В соответствии с этим он выделяет три периода в истории цивилизаций:

1. Речной - со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила. Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы.

2. Средиземноморский - от основания Карфагена.

3. Океанический - после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в "нарастании общечеловеческой солидарности", Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотического правления к свободе.


Петр Лаврович Лавров (1823-1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения". Социология представлялась ему наукой нормативной, а индивид - единственная реальная движущая сила общества. Поэтому пренебрегать интересами индивида - значит проглядеть самые важные социальные явления.

 

Главный интерес Николая Ивановича Кареева (1850-1931) лежал в области философии и истории. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических, физических факторов, а так же факторов внешней среды.

Названные выше представители субъективизма в социологии дают достаточно полное представление об этой ориентации социологической мысли в России.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - один из крупнейших социологов ХХ века. В книге "Социальная мобильность" он рассматривал понятия "горизонтальная" и "вертикальная" мобильность. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще - с одной стороны. С другой - порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.

В 1922 году Сорокин был выслан из России.

Выдающимися представителями марксистского течения социологической мысли в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

 
 


Таким образом, российская социологическая мысль XIX - начала XX веков по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Вместе с тем она отличалась историческим и культурным своеобразием.