Административно-территориальное устройство и система управления дальневосточной окраины России XVII- первая половина XIX веков.

Процесс образования и укрепления русского централизованного государства в 16 – 17 веках сопровождался расширением его территорий за счёт присоединения Урала, Поволжья, Сибири и ДВ, создание здесь российских органов государственной власти. В тех представлениях всё, что находилось за Уралом воспринималось русскими как сибирские земли. Поэтому 19 февраля 1637 года в Москве был утверждён сибирский приказ,который обладал широкими полномочиями: ведал административным, финансово-податным, таможенным, военным, дипломатическим делами в отношениях с Китаем и Монголией. Сибирский приказ назначал воевод и таможенных должностных лиц, выдавал им наказы, устанавливал оклады служивым людям, ведал обороной, собирал налоги и вершил суд над всеми русскими людьми над местными тунгусскими народами, руководил в Сибирском регионе внутренней и внешней торговлей. Возглавлял приказ судья-начальник, его помощниками были дьяки, которые заведовали столпами (отделами), им подчинялись надьяки (канцелярские служащие). Сибирь и ДВ подразделялись на разряды и уезды во главе с воеводами. Они в своей деятельности руководствовались наказами сибирского приказа и обладали полной административной и судебной властью. Воеводы отчитывались перед сибирским приказом. У воеводы имелась приказная изба, которая делилась на отдельные столы (денежный, хлебный, ясачный). Для контактов с ясачными людьми при воеводе существовал штат толмачей. Всё выше сказанные должностные лица замещались русскими людьми. При приказной избе находился выборный от русских мирских людей целовальник, который отвечал за государственную казну и запасы еды. В административном центре были, находились воеводства, в Сибири и на ДВ, при ведомствах были тюрьма, а при последних находились пыточные избы и палачи. Воевода периодически выезжал в свой уезд для сбора налога, с тем, чтобы на месте творить судебные прения. Уложение1649 года было разослано во все сибирские ведомства, поэтому наказания было очень жестокими: смертная казнь, отсечение носа, ушей, рук, избиение кнутом, батогами, тюрьма. Предусматривались штрафы и конфискация имущества. В 1695 году сибирский приказ обобщив опыт применения на востоке соборного уложения приходит к выводу о том, что сибирские воеводы злоупотребляли своей судебной властью, и им было запрещено выносить в Сибири смертные приговоры.

В это время серьёзной проблемой было и управление местными сибирскими и дальневосточными туземными населениями. Первоначально воеводы и приказчики предпочитали управлять туземцами через их родоплеменную знать. Исторически сложившиеся деление на роды и племена было сохранено русскими властями с той целью, чтобы держать под властью туземцев и взывать с них ясак. По распоряжениям судебного приказа аборигены должны исполнять ясачную повинность, выдавать воров и изменников, призывать сородичей к признанию русской власти. За это воеводы д. б. одаривать их из запасов государя, кормить и поить, давать жалование, защищать сибирских туземцев от врагов. В своей деятельности воеводы опирались на военные гарнизоны из служивых людей, которые выполняли обязательства приказчиков собирали ясак, сопровождали государственную казну, охраняли уезд от набегов. Заместитель воевод по военным делам были стрелецкие люди и атаманы казачьих войск. Отдельные отряды служивых людей возглавляли десятские, пятидесятники и соцкие.

Главная линия российского феодально-крестьянского государства заключалась в создании на новых сибирских и дальневосточных землях общественно-хозяйственных структур феодализма, которые существовали в Москве. Экономика изначально в Сибири основывалась на различных промыслах и освоении природных богатств на развитии земледелия, ремесла и торговли. Отличительной чертой феодальных отношений было отсутствие здесь помещечего землевладения и крепостного права.Сибирь и ДВ в отличие от других районов были свободными территориями. Наличие свободных земель и слабая заселённость Сибири и ДВ привлекает предприимчивых русских людей, которые стремились к свободе от крепостного права, предпочитали заселяться из центра в Сибирь и на ДВ. В 17 веке восточная окраина России отмечена сосредоточением многонациональным и неоднородным населением, причём привилегированные слои населения представлены в Сибири и на ДВ боярами, священниками, чиновниками и военнослужащими. Численность местного населения была незначительна, среди подданных слоёв русского населения восточные окраины страны занимали крестьяне переселенцы из центра, которые платили налоги и обрабатывали государственные земли. Представители местной администрации контролировали все стороны жизни крестьян. Приказчики, контролирующие переселенцев крестьян, наряду с правами хозяйственного управления обладали и административно-помещачей властью. Они могли применять меры принуждения (штрафы, телесные наказания) к крестьянам. Поэтому сибирская свобода во многом была лишь миражём для тех крестьян, которые или проживали в центре или отправлялись за волей в Сибирь, которая тянулась от Урала до тихого океана. Нередко крестьяне и другие низшие категории сибирского и дальневосточного населения протестовали против феодальных методов управления (вспышки социального недовольства характерны для Сибири и ДВ). Открытие, освоение и изучение дальневосточных земель активно продолжается а 18 веке, возникает обрабатывающая промышленность на ДВ, которая представлена в различных формах - ремесло, кооперация, мануфактура. Однако, по сравнению с центром, развитие происходило медленно, по причине не заселённости и базировалась семейном труде. Вплоть до середины 19 века на ДВ действовало захватное право, когда отдельные лица брали во владение столько земли, сколько они могли обработать. Постепенно происходит возрастание товарности сельского хозяйства. Укрепляется рыночные связи города и деревни, ДВ с Китаем. Владельцами гос земель были и казаки, на которых российское государство возглавляло главную обязанность – поддержание правопорядка и охрану границ. При этом за службу власти предоставляли казакам земельные наделы.

В 18 - в первой половине 19 веков правительство России продолжает уделять внимание гос строительству на ДВ. В 1708-1715 гг. правительство России провело административную реформу, которая охватила всю Россию, в результате на политико-административной карте появилось 8 крупных губерний и самая большая – сибирская губерния, в состав которой входили и ДВ. Вся гос власть в Сибири принадлежала губернатору, а в уездах – воеводам. В 1775 г. выстраивая вертикаль местной власти, правительство России вводит институт наместничества российского государя. Такими гос наместником по положению является генерал-губернатор Сибири. На этом административная реформа не заканчивалась. В 1819 г. Александр первый назначил генерал-губернатором Сибири Сперанского. Он в 1822 г. понимая, что управлять большой территорией одному сибирскому генерал-губернатору сложно, поэтому принимается решение разделить Сибирь на 2 губернаторства: западное и восточное. Генерал-губернатор по реформе наделялся широкими административными, хозяйственными, финансовыми, судебными полномочиями. Но проводя важные преобразования в Сибири особое внимание российского правительства Александра первого в годы нахождения Сперанского в должности генерал-губернатора, придаётся совершенствованию управления туземными делами. 22 июля 1822 г. Александр первый утвердил учреждение для управления сибирской губерний с необходимым приложением в виде уставов. Перечень уставов был большой. Устав об управлении инородцами, о посыльных, о сухопутных сообщениях, о городских казаках, о земской повинности и др.

Устав об управлении инородцами.Все нерусское туземное население делилось на 3 категории:

  1. Бродячие. Составляли охотники и оленеводы, сохранилась родоплеменная архаичная система, которая существовала у данных народов ещё до прихода русских
  2. Кочевые. Применительно к ним, учитывался не только традиционный родоплеменной подход к управлению туземцами, но и вводится система организаций степных дум и управ.
  3. Осёдлые. Это же наблюдается и у них. Данное инородческое население было приравнено к русскому крестьянству.

Малые народы Сибири сохранили право решать свои внутренние дела по родовым традициям, они освобождены от рекрутской повинности. Родовое управление

Учреждалось в стойбище или в пределах проживания, где насчитывалось не менее 15 семей. Родовое управление состояло из старосты, помощников, которые из числа родоплеменной знати. Местная туземная управа объединила несколько улусов и осуществляла полицейские, финансовые и судебные функции, мелкие дела, исполнение судебных решений, проводила расклад ясака и др. налогов, осуществляла и др. функции местного управления. Управу возглавлял голова и несколько туземных заседателей, избираемые на 3 года из знати. В думу избирались и родоплеменной знати.

Т.о. устав об управлении внёс значительные коррективы в организацию управления местными малыми народами Сибири и ДВ.

Отмены в 1861 г. крепостного права в России положила начало капитализации страны, способствовала дальнейшей колонизации Сибири и ДВ. Царизм рассматривал Сибирь и ДВ как рынок сбыта товаров и источник сырья, что тормозило промышленное развитие восточной территории. ДВ становится экономической колонией Европейской России. Отсутствие дорог, отдалённость, малое население, ввели к постепенной изоляции ДВ, что создавало угрозу его колониального захвата со стороны некоторых западных держав. К началу 60 годов 19 века в Забайкалье проживало 352 тыс. человек, в приморье – 35 тыс., на амуре – 14 тыс. человек. Поэтому проблема заселённости ДВ превращается для правительства в серьёзную политическую проблему. Поэтому правительство России прилагало огромные усилия, чтобы спасти ДВ, чтобы он остался за Россией и коренное решение проблемы лежит в принятии гос переселенческой программе. В результате реализации которой, положение с приростом населения на ДВ улучшается.

В результате проведения переселенческой политики население ДВ, на рубеже 19-20 вв. заметно увеличилось, например, в Забайкалье до 672 тыс. человек, в приморье – 223 тыс., на амуре – 120 тыс., а к 1917 г. население Забайкалья стало – 1 071 000 человек, приморье – 640 тыс., амур – 326 тыс. Особенностью формирования населения стало явное преобладание мужского населения над женским. На обширной территории от Байкала до тихого океана было около 80 национальностей. С 1858 г. на ДВ численно стали преобладать русские, затем украинцы и белорусы. На российском ДВ проживало около 145 тыс. иностранцев, среди которых преобладали китайцы и корейцы. По переписи 1897 г. крестьяне составляли 70% от общей численности, мещане – 15%, дворяне – 2%. Активно шло формирования новых классов российского общества на ДВ (буржуазии и пролетариата). С развитием торговли, промышленности увеличилось городское население, так в 1917 г. на амуре оно составляло больше 20%, в Забайкалье – 16%, в приморье – 33% от общей численности. Города стали играть роль в социально-экономическом и политическом развитии ДВ, оказывая влияние на деревню на основе товарооборота и в культуре.