Образование и государственный строй средневековой Джурдженей золотой империи Дзинь.

 

Государственно-правовая практика являлась вершиной в истории развитии средневековых государств на территории ДВ. Этот опыт государственно-правового строительства Джурдженской империи Цзинь представлял интерес во времена его существования , данная уникальная восточная политико-правовая культура предоставляла определённый интерес для государств в Азии. В сфере государства и права империя Цзинь опережала своё время и это также является весьма примечательным. Социально-общественный строй государства Цзинь имел ряд характерных особенностей и отличий. На вершине общественной пирамиде находились джурдженский императорский род и родоплеменные вожди – Бой Зинь, которых насчитывалось около 40 лиц. Одни из них избирались на собрании воинов, а другие получали власть по завещанию от отца к старейшему из сыновей. Родоплеменные вожди Джурджении имели титулы. Главный вождь Бой Зинь, благородный вождь, младший Бой Зинь, и ниже стояли поместные феодальные чиновничества, а также китайские титулярные служащие, которые по контракту служили в империи Цзинь, будучи опытными управленцами. Вес важнейшие вопросы жизнедеятельности на местах решались в рамках своеобразной военно-общественной организации, называющейся Минь Гань и Моукэ.

В Моукэ в начале 12 века входило около 300 джурдженских дворов, а 10 Моукэ объединились в Минь Гань.

Данную своеобразную социальную - общественную структуру Джурджении в лице их власти распространили и на покорённые, с помощью военной силы народы. В связи с этим, на территории империи Ц

Цзинь, которая была многонациональным государством, существовали вышеуказанные структуры применительно к киданьям, бохайцам, китайцам. Нередко национальные составы Моукэ представляли собой военно-политические объедения. Дворы, которые составляли в совокупности Моукэ, подразделялись на:

1. дворы, которых в градации 130 дворов кидании, составляли Моукэ;

2. а китайский вариант Моукэ в 5 дворов.

Далее дворы подразделялись на:

1. коренные;

2. смешанные;

3. основные;

4. конторские;

5. дворы казённые.

Коренные -это подразделение, обобщённое обозначение привилегированных хозяйств джурджений и не привилегированных, следовательно коренные дворы были присущи для джурдженских военных поселений и хозяйств.

Смешанные – это дворы, которые могли состоять и из лиц разных национальностей.

Основные – комплектовались из лиц, арендаторов земли занесённых в специальный налоговый реестр. Все, без исключения лица, входящие во двор, являются налогоплательщиками. Следовательно, основные дворы комплектовались из джурджений, весь их состав, т.о. прикреплялся к земле, к определённому чётко-зафиксированному месту жительства.

Конторские – составляли деклассированные лица, осуждённые джурдженским судом к разным видам уголовных наказаний за преступления, правонарушения. Той свободы, которую имели иные (1-3) дворы, конторские не имели. Конторские дворы принимали участие в строительных работах на благо государства. Их труд широко применялся на строительстве общественных зданий, дорог, возведений дамб, на рудниках и других участках конкретных трудоёмких работах.

Дворы казённые – данные лица казённых Моукэ находились под государственным надзором, ниже их находились казённые дворы, которые включали государственных рабов, которые также использовались на самых тяжёлых работах, организуемой государством. В недрах Моукэ и отдельных дворах, возникают и получают развитие феодальные отношения. Когда на лицо феодальный собственник из джурдженской знати, который эксплуатирует крестьян, подразделяющийся на свободых арендаторов и крепостных крестьян. Если арендаторы выплачивали за землю налог – ренту, то крепостные крестьяне вынуждены были заниматься сельскохозяйственным трудом, а также нести военную, полицейскую, пограничную службы.

Практически, на территории Моукэ и в более крупной социально-общественной единице Минь Гань, как совокупность Моукэ, наблюдается охрана общественного порядка на территории, которая возлагается на выборных глав Моукэ.

Т.о. в условиях развития феодализма у джурджений рабство сохраняется как уклад. Особенностью экономической организации Моукэ и м Инь Гань является то, что государство понимая Васю важность этих общественных единиц, снабжало Моукэ земельными наделами, скотом и инвентарём, а также рабами. Речь идёт о джурдженских единицах.

Вывод: социально-экономическая структура джурдженского общества специфична и не встречается в период средневековья в других государствах всей восточной Азии.

В условиях развития товарно-денежных рыночных отношений, экономические отношения с Китаем и Кореей с возникновением на дзинь единого рынка привели к постепенному разрушению натурального хозяйства, перераспределение крупных хозяйств, разоряются, из-за государственных налогов, свободных хозяйств в пределах Моукэ.

В конце 12 века джурдженскую империю дзинь сотрясал социально-экономический кризис, свободные крестьяне, не имели возможности вовремя уплатить налоги государству, разорялись многие из них одалживая деньги под большие проценты разорялись. Следует, что кризис привёл к массовым разорениям свободных крестьян.

С начала 12 века джурдженскую империю дзинь сотрясают массовые выступления крестьян, которые получали поддержку и со стороны рабов. Империя дзинь – средневековое феодального типа государство, которое прошло своеобразный тип развития.

 

Государственное строительство происходило в нескольких этапах:

I. война с Киданией (1115-1121гг.):власть в отношении джурджений основывалась на местах по системе Моукэ и Минь Гань. Покорив Киданию и китайцев, на территории северо-востока Китая власти стремились немедленно создать проверенную временем джурдженскую систему: Моукэ и Минь Гань. Возглавляли их лица из джурдженской военной касты, которых уже в середине 12 века называли военными губернаторами (в подражании Китаю). Т.о. джурджени пытались, с одной стороны сохранить китайскую систему военного управления, вписывая в неё джурдженскую систему Моукэ и Минь Гань. Ничего подобного в Азии не было. При организации центрального аппарата управления, в начальный период, джурджени предпочитали испытывать опыт государственной практики Киданьской империи Ляо. Джурджени предпочитали на первом этапе, при приёме на гражданскую и военную службы, отдавать предпочтение киданьям, чем китайцам. Джурджени вводят тайный совет при императоре империи Дзинь (как и киданьцы), широко используют опыт киданьских чиновников, которые нередко занимали должности среднего и высшего уровня в системе государственного управления.

II. утверждается дуалистической системой государственного управления (1125-1130гг.):Джурджения состояла из звеньев: император, тайный совет, граждане и военные губернаторы, на уровне Минь Гань и Моукэ. По сравнению с первым этапом удельный вес китайцев в системе государственного управления, явно увеличился. Появляется в подражании Китаю -государственный совет из советников и крупных чиновников, шести министров, скопированных с китайского образца. В системе государственного управления в первой половине 12 века появляется шесть минестерств:

1.министерство общественных работ;

2.министерство юстиций;

3.военное министерство;

4.министерство ритуалов и церемоний;

5.министерство финансов;

6.министерство чиновников.

III. (1131-1140гг.): дуалистическая система управления была упразднена.Это связано с тем, что дальнейшее совершенствование преследовало цель создать централизованную вертикаль власти и тем самым предотвратить сепаратизм, феодальную раздробленность, а в конечном этом, распад джурдженской империи. На этом этапе усиливается влияние китайского политического опыта, заимствуются ценности китайской политической и правовой культуры. Начиная с 1133 года, в течение нескольких лет, завершена работа по созданию центральной системы государственной власти и управления. На данном этапе Джурдженская государственная власть состояла из двух блоков:

§ Администрация президента: Три князя советника из числа близких родственников императора, каждый их трёх князей возглавлял палату: военную, общественных работ, финансов. В его состав входили наставники императора, его учитель и попечитель. Император, как глава государства был представителем государственного совета – правительства, 6 выше указанных министерств.

Отличительная черта правительства: оно считалось высшим законодательным органом и высшей судебной инстанцией в империи Дзинь.

 

§ Рабочими органами государства совета является: цензорат, военный совет, государственная канцелярия, государственный секретариат.

 

В 1150 году империя Дзинь проводила одну из первых реформ по совершенствованию выше описанной государственной системы. Это сравнительно ранняя реформа была направлена на сокращение отдельных государственных структур власти империи понимая, что на содержание управленческого аппарата уходит огромные финансовые средства, поэтому пересмотрев систему государственного управления, государственный совет принял решение об упразднении канцелярии и должности государственного секретаря с подчинённым ему аппаратом. Военный совет был переименован в традиционный тайный совет империи. Это объясняется тем, что в условиях военной конфронтации с соседней китайской империей военную организацию империи Дзинь необходимо совершенствовать: финансирование военного министерства в получении больших средств в отдельных районах империи открыты военного министерства, аналогичны структуры на местах появились и от государственного совета. Реорганизации подверглась и верховная судебная власть: создание верховного суда империи Дзинь. Кандидатов в состав судебной инстанции подбирало организованное, по примеру Китая министерство юстиций из числа опытных юристов. Весь состав верховного суда утверждает глава государства. Деятельность верховного суда была пожизненной, в данном конкретном составе верховный суд обладал функцией контроля за исполнением законов и за деятельностью нижестоящих судов. При суде состояла структура – тюремный департамент, который ведал местами лишения свободы. Своеобразна была в империи Дзинь и территориально-административное устройство. Страна была разделена на пять крупных административно-территориальных районов, каждый из которых имел свою столицу, а именно столицы западного, северного, южного и восточного районов. В связи с этим императорских двор мог за год последовательно останавливаться в той или иной районной территориально-административной единице. Другой административно-территориальной единице является область, затем уезд, во главе стояли чиновники, назначенные главой государства и подотчетны ему. Уезды включали города, сельские поселения, остроги и заставы. Низшую ступень в административном управление составляли Минь Гань и Моукэ, которые как пережитки старины первобытно общественного строя военной демократии сохранялись в империи Дзинь. В 12 веке система местного управления подверглась определённой модернизации, власти империи решили, что необходимо далее проводить политику централизации государства, а следовательно унифицировать территориально-административное устройство государства Джурджении. На уровне империи и государственного совета принято решение о введении в империи Дзинь, по китайскому образцу, деления территории на губернии. В середине 12 века в империи Дзинь было 6 столичных и 14 иных не столичных губерний, которые делились на 30 областей, а область на уезда. Всего насчитывалось 683 уезда. Городов, застав и сельскохозяйственных поселений их на территории было 488.

Такое административно-территориальное устройство было внушительным и в этом отношении с Дзинь не могло соперничать ни одно их азиатских государств средневековья.

Одним из государственных учреждений был цензорат. Он осуществлял контроль над всеми государственными органами и должностными лицами, прежде всего в финансовом отношении. Т.о. расходование средств государственных органов было взято под контроль. Цензорат обращал внимание на пресечение такого отрицательного явления среди государственных служащих, как коррупция и взяточничество, которое было выделено страной. В последнем двадцатилетии с 1190-1210гг. существование дзинь, с одной стороны в начале 90-х г. 12 века не ослабляется процесс китаизации государственного аппарата. Опытные китайские чиновники, имеющие титул и звания, охотно шли служить императору Джурджении. При этом на службу приглашались китайские чиновники, имеющие должностные ранги, чины, титулы, учёные степени и звания в Китае. Особое внимание китайские учёные уделяли тому, что на фоне успехов в области формирования в органах государственного управления, явно отстаёт процесс формирования устаревшей правоохранительной системы. Реформа, проведённая в дзинь китайскими чиновниками, свелась к усилению правоохранительной системы империи. Внимание уделялось реформированию полиции, чтобы заинтересовать полицейских чиновников в работе, их оклады увеличились в два раза. Офицеры полиции стали весьма элитной частью всего корпуса защитников правопорядка. Добились главного, что джурдженцы с охотой и с желанием служили в органах полиции. Изменилось в правосознании граждан и отношение к полиции, ранее служба не была столь популярной и высокой, как к концу 12 в начале 13 веков. Реформа полицейской службы привела к тому, что на территории дзинь резко уменьшилась уголовная преступность среди джурдженцев, особенно резко уменьшилась среди иностранцев. Самое главное приобретение: организация, исходя из опыта Китая, органы надзора за законностью. Были сформированы органы прокуратуры во всех губерниях и областях, а венчает надзор верховная прокуратура. Весь прокурорский аппарат сверху вниз централизированный, назначался и смешался государственным советом правительства, с согласия и утверждения императора. Определённой реорганизации подверглась императорская администрация, об этом говорить появление специальных коллегий – УВЕЩЕВАНИЕ, которая состояла из близких советников императора, самых мудрых и опытных администраторов. Данная коллегия увещевания имела право давать политическую и правовую оценку всех действий императора правительства. Члены коллегии увещевания имели право обращаться с докладам, петициями как и к главе государства, так и к правительству. При этом в докладах и в петициях особое внимание уделялось проблеме, какую совместимость имеет место государственной деятельности главы государства и правительства, на сколько эта государственная деятельность соответствует религии и нормам права.

Начиная с начала 13 века в системе государственной службы видно и другие интересные начинания: государственные системы дзинь обогатились рядом новых учреждений, ак в центре, так и на местах. Главная тенденция – явный склад китайского влияния в государственной системе дзинь. Во многом это обусловлено, тем, что прошлые годы университет джурдженской империи выпустил достаточной специалистов как юридического, так и управленческого профиля. Молодежь охотно шла учиться в национальный университет, где преподавали профессора из Китая и Кореи. Учебная программа по подготовке юристов и государственных служащих была объёмна и насыщая. Помимо общих дисциплин по специализации, изучались политические и юридические науки, предметы связанные с управленческой деятельностью. Одновременно с открытием университета в империи дзинь по специальному указу императора, была организованна академия наук. Учёные из разных азиатский стран проводили научные изыскания как в сфере естественных, так и гуманитарных наук. Крупнейшие учёные академии читали лекции, проводили практические занятия. Всё это дало положительные плоды. Университет и академия наук разработала научные рекомендации императору и государственному совету на основе которых выстраивалась внутренняя и внешняя политика дзинь. Следовательно данное государство по многим государственным параметрам методом государственного руководства сопереживало своё время, и поскольку университет и академия наук подготовили тысячи молодых специалистов, это и послужило базой для постепенного отказа от привлечения китайских специалистов, должности которых замешали джурдженцы с высшим университетским и академическим образованием. Параллельно с этим происходило решение главной проблемы – борьбы с бюрократией, на основе сокращения численности чиновников. Согласно этому, сокращение численности чиновников охватило те ведомства, которые обеспечивали безопасность государства дзинь, его военную составляющую. Прежде всего, было сокращена численность китайских чиновников в органах разведки и контрразведки, в прокуратуре, судах, в органах исполнительно-уголовной деятельности. Наблюдается тенденция общего уменьшения чиновников государственного аппарата дзинь. Уменьшение численности чиновников положительным образом сказалось на государственных делах и на состоянии империи, во-первых сократились расходы на содержание чиновничьей бюрократии, а во-вторых, увеличилось жалование тех чиновников Джурджении, которые пришли работать в государственный аппарат. Из этого всего следует, что появилась материально-финансовая заинтересованность государственных служащих, отдача от которых увеличилась. Во многом качество управленцев увеличилось и за счёт того, что в империи дзинь на занятие чиновничьей должности, объявляется конкурс и специальная государственная комиссия могла отобрать лучших из всех претендентов на должность. Т.о. государство Джурджении дзинь по многим показателям является интересным, ибо имели место необычные и оригинальные решения различной государственной деятельности, направленных на постоянное совершенствование гос структуры и службы. Даже китайцы в лице правителей и министров отмечали необычность государства дзинь, которое сумело с пользой для себя использовать многовековой китайский государственный опыт, беря всё самое рациональное и интересное, что было в этой области, дополняя политические формы новым джурдженским содержанием, в полном соответствии с реалиями и культурой джурдженского народа.