Первобытный общинный строй у народов ДВ и процесс его разложения.

 

На большой территории материка северо-восточной Азии жили разные манчжуро-тунгуские племена, которые традиционно занимались скотоводством, охотой, рыболовством, ведя кочевой образ жизни и обменивая продукты своего труда на изделья ремесла, находящиеся в соседних осёдлых народах (китайцы, корейцы.)

Племена Хунов были независимы и воинственны, создав племенной союз и военную демократию, во главе с вождём Шань Юнем(ШЮ), который избирался Народным собранием. Земли Хунов делились на 3 крыла (стороны): 1. северное; 2. западное; 3. восточное. По инициативе главы восточного крыла Мо Дэ земли хунов и были объедены в единую империю. Империя хунов избирала на заседаниях знатных людей. По государственным делам ШЮ ежедневно консультировался с Солнцем и Луной. ШЮ обладал огромной властью, по тем временам, являясь одновременно верховным начальником, жрецом и судьёй, ведал международными делами, получал подарки от подданных и дань с покорённых иноземцев. При главе государства были приближенные ШЮ, крупные военные и гражданские чиновники. На местах находились поместники императора. Чиновники разных должностей имели титулы и звания, которые присваивались им императором. Главная опора императорской власти – воинская дружина, а в случаи войны – отряда народного ополчения. Политическая история хунов характеризуется дворцовой системой управления, которая не была стабильной. Есть много факторов, которые свидетельствуют о государственных переворотах и смене императоров. Это подрывало единство империи и являлось средой для сепаратизма, который ослаблял центральную власть. Этим пользовался КИТАЙ. Одержав ряд побед над хунами, что привело к ослаблению хунов и в конце на лицо падение хунской государственности, которая была раннесредневековым государством с множественными пережитками родоплеменной организации. В хунской империи доминировало ОБЫЧНОЕ ПРАВО, а писаное законодательство представлено лишь немногими разрозненными нормативно – правовыми актами императора. Они регулировали раннефеодальные общественные отношения.

Семья являлась основой общественного устройства, она – основная хозяйственная единица у хунов-скотоводов, в рамках, которых и происходило постепенное исчезновение коллективной общественной собственности и формирование частной. На лицо богатые и бедные семьи, члены семьи бедные– наёмники были работниками у богатых собственников-скотоводов. Отдельные обедневшие хуны оседали на земле и становились землевладельцами-арендаторами государственных или частных земель. В хозяйстве хунов широко использовался труд рабов, из числа военно-пленных, которые преподносились в дар Богам (жертвоприношение). При неуплате долга жёны и дети становились долговыми рабами. Между ШЮ и родоплеменными вождями существовало одностороннее обязательство – одаривание,это охватывало и налогообложение. Хозяйство хунов носило натуральный характер. Семейно-брачные отношения были патриархальными и наличием многожёнства. Имущество главы семьи наследовали сыновья, от первой старшей жены, а сыновья от других жён наследовали по нисходящей. В уголовном хунском праве фиксировался перечень преступлений, например, главное место – государственные и религиозные преступления, а именно, оскорбление императора и высших должностных лиц, не повиновение власти и шаману, шпионаж, государственная измена и т.д., наказание – смертная казнь или изгнание (с тем чтобы довести преступника до безбедственного положения и смерти). Аналогичное наказание следовало за преднамеренное убийство. Срок тюремного заключения было очень маленьким, лишь на 10 дней, что было также связанно с кочевым образом жизни. Лишение свободны в качестве наказания применялось редко. В империи хунов суд не был отделён от администрации. Расследование и судебное разбирательство осуществлялось одним лицом, который одновременно был судьёй и обвинителем. Обвиняемый арестовывался и подвергался пыткам, если не хотел сознаваться в противоправном деянии.

2. Возникновение и государственный строй ране средневекового государства Бахай

На протяжении нескольких веков народы ДВ находились в вассальной зависимости. В начале 7 века н.э. для народов ДВ возникла новая реальная опасность - порабощения со стороны Китая. В сложных условиях вожди манчжуро-тунгуских племён – Мохе и Сушений приняли решение об объединении в единый военно-политический союз, который нанёс серьёзное военное поражение Китаю и заставил китайского императора официально признать этот союз царством БОХАЙ.

Раннефеодальное государство Бохай объединяло территорию приморскую северную Корею и северный Китай. Королевская власть носила неограниченный и наследственный характер. По приморскому Китаю король Бахая, ввёл министерскую систему государственного управления.

В бохайский источниках упоминается левое и правое министерства. Левое: разрабатывало проекты законов, которые рассматривались, утверждались вводились в действие главой Бохайского государства – королём. Правое: вело запись исторических событий и производило приём жалоб от населения. Под контролем этих министерств находились различные государственные ведомства.

В Бохайском царстве функционировали ведомства, отвечающие за проведение общественных работ, ведомства сельского хозяйства, ведомства охоты и рыболовства, ведомства внутренней и внешней торговли, ведомства налогов и таможенных сборов, ведомства по военным делам. В государстве Бохай сохранилась система местного родоплеменного управления, соседская, крестьянская, территориальная община. На лицо в Бохае государственное надельное землевладение и подоходный налог. Контрольный центр над местными властями осуществлялся королевскими наместниками, которые назначались и смещались королём, и был ответственны перед ним. Чиновничье - бюрократический аппарат не развивался. Королевство Бохай имело возможность использовать в системе государственного управления пленных китайских чиновников, китайских юристов, а также из числа военнопленных у Китая Бохай заимствовал титулы и звания чинов. Наряду с китайскими чиновниками в Бохайском государственном аппарате работали и корейские чиновники. Но корейские приглашались на работу в королевство Бохай в качестве наёмных государственных служащих. Важное место в механизме государства занимали вооружённые силы, а именно конница, пехота, народное ополчение, которые осуществляли военные операции, охрану государственных границ. На вооружённые силы также возлагалась задача обеспечение и охрана общественного порядка. Правоохранительная система в этом государстве окончательно не сформировались, общественные отношения в королевстве Бохай регулировались нормами обычного права. У бохайцев женщины до брака были свободные, вдова замуж после смерти мужа не выходила; если человек умирал, то родственники не плакали, на их лицах не было печали об ушедшем родственнике, заплакать и горевать, по мнению бохайцев, значит потерять мужество, что было недопустимо.