Принятие решений
Разработка мероприятий по улучшению качества
С целью постоянного улучшения результативности СМК в результате анализа информации о качестве производится разработка корректирующих и предупреждающих действий (ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 9004).
Порядок планирования, проведения, фиксации и анализа результатов корректирующих и предупреждающих действий должен быть описан в специальных документированных процедурах. О важности корректирующих действий свидетельствует то, что они составляют часть цикла Э. Деминга, широко используемого для улучшения качества.
Наряду с корректирующими и предупреждающими действиями в организации разрабатывают также следующие мероприятия:
- профилактические мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их появления;
- мероприятия по повышению качества продукции в соответствии с потребностями рынка, достижениями науки, техники, конкурентов.
Разработка мероприятий начинается после доведения информации по качеству до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству организации.
Оформляются мероприятия в виде приказов, распоряжений, планов или графиков работ. Важно, чтобы все планируемые мероприятия были обеспечены необходимыми ресурсами, а также предусматривался контроль над их исполнением.
Часто различные специалисты и подразделения организации предлагают свои варианты достижения какой-либо цели в области качества продукции. Руководству подразделения или организации в целом необходимо принять решение по выбору одного из них. Наука управления рассматривает различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы. При этом решение должно быть оптимальным, то есть обеспечивать максимум или минимум целевой функции. В области качества такой функцией может быть значение какого-либо показателя качества, процент годных изделий, расходы на качество, степень удовлетворенности потребителей и др.
По характеру решения могут быть интуитивные, основанные на суждениях с учетом прошлого опыта, рациональные и с применением научного метода.
Не умаляя роли интуиции и прошлого опыта, более приемлемыми в повседневной практике представляются рациональные решения. Такие решения особенно оправдываются в новых ситуациях, когда нет опыта принятия подобных решений.
Принятие рациональных решений предусматривает последовательное проведение следующих этапов работ:
1. Диагностика проблемы.
2. Формулировка ограничений и критериев.
3. Определение и оценка альтернатив.
4. Выбор альтернативы или, добавим, оптимального решения.
Одним из принципов СМК, согласно ГОСТ Р ИСО 9000, является принятие решений на основе фактов.
Если без проведения более глубокого анализа неясно, какое из возможных решений будет наилучшим, для оценки и последующего выбора наиболее подходящего решения потребуется провести анализ с построением научной гипотезы и последующей ее проверкой. В этом случае применяется научный метод принятия решений. Порядок принятия решений с использованием научного метода приведен на рис. 2.2.
При управлении качеством наиболее актуальными моделями и методами принятия решений являются следующие:
1. Теория игр, которая позволяет учесть возможные действия конкурентов.
2. Модель управления запасами, позволяющая свести к минимуму издержки от их накопления и при этом обеспечить бесперебойное снабжение необходимыми материалами и комплектующими изделиями.
3. Платежная матрица, с помощью которой можно выбрать лучшую стратегию в области качества, определив ожидаемые значения объемов продаж для каждой из рассматриваемых стратегий.
4. Дерево решений, которое позволяет выбрать наилучшее направление деятельности путем оценки и сравнения ожидаемых значений критериев для каждого направления.
5. Методы прогнозирования. При принятии решений в области качества следует учитывать те принципы функционирования, элементы корпоративной философии организации, которые относятся к вопросам качества. Эти принципы, как правило, находят свое отражение в основном документе организации в этой области – «Политика и цели организации в области качества».
Рис. 2.2. Научный метод принятия решения
После принятия решения важно установить обратную связь для оценки последствий и, при необходимости, для корректировки принятого решения.