Лекция 9. Пелопоннесская война

 

30-е годы V в. до н.э. стали пиком могущества Афинской державы - архэ. Для Спарты открывалась пугающая перспектива - быть окончательно оттесненной на второй план политической жизни Греции, а этого правящие круги Спарты стремились избежать. Историк Фукидид писал: "Истинным поводом к войне (хотя и самым скрытым), по моему убеждению, был страх лакедемонян перед растущим могуществом Афин, что и вынудило их воевать". Многие союзники Спарты, прежде всего Коринф, обвиняли, и не без оснований, афинян в нарушении "тридцатилетнего" мира. После ряда столкновений на периферии греческого мира (Эпидамн, Керкира), после того как Афины объявили блокаду своему соседу - Мегаре, спартанское народное собрание, не без колебаний, осенью 432 г. до н. э. приняло решение о нарушении Афинами условий мира и тем самым объявило войну. Объективно шансы на победу афинян были весьма велики. Огромный Афинский морской союз по численности населения и по экономическим ресурсам значительно превосходил Пелопоннесский. Ежегодный налог с союзников (форос) составлял 600 талантов (т. е. свыше 15 тонн серебра), в афинской казне хранились и значительные резервы. Афины могли выставить 30-тысячное войско (из них 13 тысяч тяжеловооруженных гоплитов), 1200 всадников; 16 тысяч воинов находились в гарнизонах. Афинский флот (300 триер, не считая кораблей союзников) господствовал на море. Флот Пелопоннесского союза был значительно слабее, и аграрные полисы Пелопоннеса не обладали столь значительными ресурсами. Спарта и ее союзники имели лишь значительное превосходство в сухопутных войсках: они могли выставить до 60 тысяч воинов.

Разные исходные условия определяли и разную тактику сторон. Спартанцы стремились дать решительное сражение на суше, афиняне стремились этого избежать, избрав тактику быстрых морских набегов на неприятельскую территорию. На стороне Спарты были почти все полисы Пелопоннеса, Коринф, Мегара, Фивы с большей частью Беотии и др. За Афинами шли, естественно, полисы, входившие в Афинский морской союз - острова Архипелага, греческие города Малой Азии и Халкидики. Некоторые государства, например Аргос, сохраняли нейтралитет.

Весной 431 г. пелопоннесские войска под руководством спартанского царя Архидама вторглись в Аттику, и по его имени первый период войны (431-421 гг.) получил название Архидамовой войны. Ежегодно весной пелопоннесское войско вторгалось в Аттику и производило разорение территории, афиняне отвечали удачными морскими рейдами, высаживаясь и опустошая различные районы Пелопоннеса. Результатом скученности населения Аттики, которое было эвакуировано и обосновалось внутри афинских городских стен и "длинных стен", связывавших Афины с Пиреем, стало возникновение эпидемии чумы, занесенной в Пирей торговыми кораблями из Эфиопии через Египет. Эпидемия произвела ужасные опустошения (возможно, умерло от четверти до трети населения), в значительной степени подорвав моральные устои афинского общества. Фукидид красочно описывает сцены "пира во время чумы", пренебрежение законами и установлениями, которое овладело народом. Эпидемия (пик ее падает на 430 - 428 гг.) привела и к изменениям в верхнем эшелоне политической власти Афин: после смерти Перикла в 429 г. ему не нашлось достойного преемника. Наиболее заметными политическими деятелями этого времени были Клеон и Никий.

Социальное происхождение и Клеона и Никия было примерно одинаковым: они оба не принадлежали к аристократии, благосостояние их семей было основано на эксплуатации рабов и торгово-предпринимательской деятельности, но их политические программы были в значительной степени противоположными. Никий был умеренным политиком, стремившимся продолжать "линию Перикла". Клеон был радикальным демократом, одним из первых демагогов, вождей масс, которые зачастую апеллировали к самым низменным инстинктам толпы. Так, после того как Афинам в 427 г. удалось подавить восстание в Митилене на острове Лесбос, важном члене Афинского союза, Клеон требовал примерного наказания бунтовщиков - казни всего взрослого мужского населения города. Только после длительных и ожесточенных дебатов афинское народное собрание проголосовало за более "мягкий" вариант, в результате чего было казнено более тысячи "зачинщиков" восстания. Дебаты по поводу судьбы митиленских повстанцев демонстрируют, помимо всего прочего, озабоченность Афин целостностью своей державы и лояльностью союзников.

В 425 г. афинянам удалось захватить и укрепить важную гавань Пилос в Мессении, которая могла стать сборным пунктом для ненавидевших Спарту илотов. Спартанцы были обеспокоены и попытались блокировать ее, послав отряд гоплитов на близлежащий остров Сфактерию. Однако афинский флот разбил спартанский, и лакедемонские гоплиты оказались отрезанными. Они долго и успешно сопротивлялись, несмотря на нехватку воды и продовольствия. И когда в афинском народном собрании был поставлен вопрос об этой кампании, Клеон заявил, что при умелом руководстве можно решить проблему за 20 дней. Бывший тогда стратегом Никий в насмешку предложил Клеону, малоопытному в военном деле, в таком случае взять на себя командование. Неожиданно для многих Клеон согласился, и с помощью опытного полководца Демосфена в течение очень короткого времени разбил спартанцев, захватив часть из них в плен.

Это был подлинный триумф Клеона. После захвата Сфактерии прекратились набеги спартанцев на Аттику: афиняне пригрозили казнить пленников в случае их повторения. По предложению Клеона был резко увеличен форос, выплачиваемый союзниками Афин. После расправы с митиленцами и ослабления позиций Спарты можно было уже не бояться новых восстаний. Могущество Афин, казалось, достигло апогея, и народное собрание под воздействием Клеона отвергало любые предложения о мирных переговорах.

Но неудачи заставили спартанцев изменить тактику и мобилизовать ресурсы, как военные, так и интеллектуальные. Молодой полководец Брасид выступил с планом экспедиции в Халкидику, на север Греции, где многие полисы тяготились афинским господством. Предложение было принято, и Брасид повел с собой небольшое, но хорошо организованное войско, состоявшее из неполноправных спартиатов. Его действия были весьма успешны и привели к отпадению от Афин многих полисов Халкидики. Для Афин этот богатый лесом и золотом район представлял стратегический интерес, да и к тому же афиняне ни в коем случае не хотели допустить прецедента отложения одного из союзных полисов. Афинское войско возглавил Клеон. В битве под Амфиполем (422 г.) афинские войска были разгромлены; погибли и оба полководца. После этого в Афинах, под воздействием Никия, стали склоняться к миру со Спартой. "Никиев мир" был заключен в 421 г. на условиях сохранения статус кво, и был с восторгом встречен аттическими земледельцами, которые смогли вернуться к сельскому труду. Но мир, несмотря на то, что формально был заключен на 50 лет, был весьма непрочным. Ни Афины ни Спарта не достигли поставленных в начале войны целей: Спарта не смогла добиться "свободы", т. е. автономии входящих в Афинскую архэ полисов, а Афины не смогли сломить могущество Пелопоннесского союза. К тому же миром были недовольны многие союзники Спарты: Коринф, Фивы, Мегара. Так что "Никиев мир" привел только к некоторой передышке в военных действиях.

В Афинах в это время стал возвышаться и пользоваться поддержкой самых разных слоев населения талантливый полководец Алкивиад, беспринципный и ловкий политик, принадлежавший к роду Алкмеонидов. По его инициативе был создан союз Афин с Аргосом, Мантинеей и Элидой, направленный против Спарты и призванный поколебать спартанскую гегемонию в Пелопоннесе. Однако в 418 г. в битве при Мантинее спартанцы наголову разбили противников, восстановив свое господство в Пелопоннесе.

Эта неудача не отвратила Алкивиада от новых военных предприятий. По его инициативе в 415 г. Афины решили вмешаться в борьбу между сицилийскими полисами и выступить против Сиракуз, крупнейшего города Сицилии. Несмотря на противодействие Никия, было собрано большое войско (около 6 тысяч), посажено на корабли и отправлено на Сицилию. Руководителями экспедиции были назначены Никий и Алкивиад. Но перед их отплытием в Афинах неизвестные совершили святотатство - изуродовали гермы (изваяния бога Гермеса). Началось судебное разбирательство, враги Алкивиада использовали этот инцидент против него и добились от народного собрания отзыва Алкивиада в Афины на суд. Алкивиад по дороге бежал в Спарту, попросив там убежища. Руководство экспедицией оказалось в руках нерешительного Никия, который с самого начала выступал против нее.

Никий повел долгую и безуспешную осаду Сиракуз - города, по размерам сопоставимого с самими Афинами. Инициатива стала переходить к Сиракузам, войска которых возглавил решительный спартанский полководец Гилипп. В 413 г. афиняне послали в Сицилию подкрепление во главе с Демосфеном. Однако и это не помогло. В морской, а затем в сухопутной битве афинские войска и флот в Сицилии были разгромлены, остатки сдались на милость победителя. Воины были отправлены в каменоломни, а стратеги Никий и Демосфен казнены. Масштабы сицилийской катастрофы были огромны: потери в людях и кораблях афиняне не могли восстановить до конца войны. К тому же по совету Алкивиада спартанцы от тактики ежегодных набегов на Аттику перешли к другой, еще более разорительной для Афин: они укрепили местечко Декелею недалеко от Афин и, используя его как базу, окончательно разорили сельскую аттику. К спартанцам перебежало около 20 тыс. афинских рабов. Стали отпадать союзники: брожение охватило Ионию и острова Архипелага. Хиос, некоторые другие острова, многие полисы Ионии освободились от афинской опеки.

413-412 гг. знаменовали собой перелом в войне: Афинская архэ стала распадаться, спартанцы с помощью стремившейся ослабить Афины Персии стали строить флот и теснить афинян не только на суше, но и на море. Гегемонии Афин пришел конец.

В 411-410 гг. к власти в Афинах на короткий период пришли олигархи, которые проводили резко антидемократическую политику. Они пытались даже, правда безуспешно, вести переговоры со Спартой о мире. Внешнеполитическое положение Афин тем временем еще более ухудшилось: отпала Эвбея, игравшая ключевую роль в снабжении Афин продовольствием. Социальных корней для олигархического правления в Афинах не было, оно появилось лишь на фоне военных неудач демократии. К тому же афинский флот, базировавшийся на Самосе, не признал олигархов и призвал Алкивиада. Алкивиад, рассорившийся к тому времени со спартанцами, возглавил афинский флот, одержал ряд побед и с триумфом вернулся в Афины, еще в 410 г. восстановившие демократическое правление.

Но это были лишь временные успехи афинской демократии. Вскоре спартанский флот возглавил энергичный Лисандр, а Алкивиад, напротив, был вынужден удалиться в изгнание. Последним усилием афиняне смогли построить и оснастить флот в 110 триер, который в 406 г. разбил пелопоннесский флот в кровопролитной битве у Аргинусских островов. Однако эта победа еще больше проявила деградацию афинской демократии. Стратеги-победители, и среди них младший сын Перикла, были осуждены на смерть из-за того, что якобы не позаботились о помощи утопавшим и погребении павших. Несмотря на предостережения философа Сократа, взвинченное народное собрание приняло это решение. После этого афинские стратеги, естественно, не стремились проявлять инициативу. В 405 г. спартанский флот разгромил афинский в решительной битве у устья р. Эгоспотамы, Афины были осаждены, начался голод, и в 404 г. Афины капитулировали. Затем пал Самос, последний оплот Афинской архэ - на этом Пелопоннесская война закончилась.

Результатом Пелопоннесcкой войны стал провал попытки Афин установить свою гегемонию в Греции. Афинская держава оказалась недостаточно прочной и не смогла стать основой для образования в Греции единого централизованного государства. Греческий полис был автономен по своей сути, и поэтому попытки поставить его в подчинение другим полисам неизбежно вызывали сопротивление. Именно поэтому спартанский лозунг "свободу эллинам" (имелась в виду независимость афинских союзников) имел столь большой успех.

В некоторые периоды войны афинская демократия демонстрировала удивительную жизнеспособность, стойкость и выживаемость. Однако именно в период войны происходит возвышение политиков нового поколения и нового типа - демагогов. В отличие от своих предшественников, демократических политиков старшего поколения, они уже не были аристократами по происхождению и были близки широким слоям гражданства, разговаривали с ними, можно сказать, на понятном им языке. Однако они не могли проводить реалистичную политику, необходимую в условиях войны, и были склонны к авантюрам.

Античные авторы при описании афинского гражданского коллектива вместо слова демос ("народ") с этого времени часто употребляют слово охлос ("толпа"). Подверженное влиянию демагогов, народное собрание часто принимало непродуманные решения, иногда впоследствии отменяемые. Несомненно, это было одной из причин поражения Афин в войне. К тому же даже высокоразвитые Афины не могли долгое время обходиться без сельскохозяйственной округи, а Аттика была отдана на разграбление врагам. Большую помощь Спарте на последней стадии войны оказала Персия, субсидировавшая пелопоннесский флот.

Результатом войны было ослабление Греции в целом и установление гегемонии Спарты. В таком состоянии находилась Греция к началу IV века до н. э.

 

 

Лекция 10. Афинские демократические институты

Слово "демократия" ("власть народа") - слово греческое, и сравнительно недавно во всем мире отмечалось 2500-летие демократии, началу которой положили реформы Клисфена в Афинах (508-500 гг. до н.э.). Демократические институты Афин претерпевали некоторые изменения, но мы будем рассматривать их в целом, имея в виду расцвет афинской демократии в V-IV вв. до н.э.

Демократия - это власть демоса, т.е. народа, но под народом понималось отнюдь не все население Афин, а только взрослые мужчины-граждане (потомки исконных обитателей Аттики). Метеки (иностранцы) и рабы были лишены доступа к политической жизни, как и женщины. Из примерно 300-тысячного населения Аттики в V в. до н.э. граждане составляли около 30 тысяч, т.е. 10%. Такая пропорция кажется нам несправедливой, но следует помнить, что в XIX веке даже в самых демократических странах - Англии, Франции, США - далеко не все жители-мужчины имели права гражданства, а женщин наделили гражданскими правами только в XX веке.

Граждане делились на 10 фил (которые можно рассматривать как избирательные округа) и более 170 демов (мелких территориальных единиц: квартал в городе, поселение в сельской местности). В деме велись списки граждан, и граждане каждого дема обычно хорошо знали друг друга. Принадлежность к тому или иному дему была зафиксирована на момент реформ Клисфена в конце VI в. до н.э., и если даже в более поздний период потомки переезжали в другой район Аттики, принадлежность к дему, в котором принадлежал их предок, сохранялась. Интересно, что подобный избирательный принцип сохранился и в современной Греции.

Высшим органом государства считалось народное собрание (экклесия) - собрание всех граждан полиса. Оно созывалось в Афинах, сначала на агоре (рыночной площади), а с V в. - на холме Пникс. Все граждане могли в нем участвовать, но реально приходила лишь небольшая часть. Кворум в 20-25% граждан для принятия важнейших решений считался совершенно нормальным. Народное собрание собиралось 4 раза в месяц (в Афинах было 10 гражданских месяцев), т.е. 40 раз в году. Все вопросы могли быть рассмотрены на народном собрании, но естественно, что необходим был орган, который бы производил отбор наиболее важных вопросов, которые необходимо было включить в повестку дня народного собрания.

Таким органом после реформ Клисфена стал Совет пятисот (булэ). В Совет пятисот избиралось по 50 представителей от каждой филы, и этот орган имел право пробулевсиса - предварительного рассмотрения решений, поступающих на рассмотрение народного собрания. Окончательное решение в любом случае оставалось за народным собранием. Совет пятисот собирался чаще, чем народное собрание, и мог осуществлять более оперативное управление государственными делами. Члены Совета пятисот приносили клятву, в которой обязывались защищать установления афинской демократии.

Однако управление повседневными делами осуществляли пританы - 50 представителей от каждой филы в Совете пятисот. Месяц в году (а потом передавали полномочия пританам - представителям другой филы) они постоянно заседали в пританее - специальном здании, построенным для них.

Исполнительную власть в Афинах осуществляли выборные должностные лица (обычно для их обозначения используют латинское название - магистраты). Они избирались на год либо голосованием в народном собрании, либо посредством жеребьевки. Жеребьевка получила распространение на более поздних этапах развития демократии, поскольку отвечала представлению о том, что все граждане должны принимать участие в управлении государством. Жеребьевка, впрочем, не распространялась на самые ответственные должности, связанные с военным командованием или с контролем за государственными финансами. Исполнение высших государственных должностей было почетной обязанностью: к этому стремились, невзирая на издержки, в том числе и финансовые, потому что это было весьма престижно.

С другой стороны, исполнение государственных должностей было и небезопасным занятием. После окончания срока полномочий магистрат должен был отчитаться, и если его отчет народное собрание не принимало, он мог быть присужден к уплате крупного денежного штрафа (Мильтиад, победитель персов при Марафоне, умер в тюрьме, дожидаясь уплаты штрафа).

Высшими магистратами в Афинах были стратеги (военачальники, генералы). Каждый год избиралась коллегия из десяти стратегов. Они возглавляли вооруженные силы Афин и имели наибольшее политическое влияние. Архонты, которые были высшими должностными лицами ранее, в архаический период, сохранились как магистратура, но политическое значение утратили. Уже с начала V в. до н.э. их стали выбирать по жребию. Поэтому постепенно утратил свое значение (несмотря на временное усиление в эпоху греко-персидских войн) Совет Ареопага, состоявший из бывших архонтов. Совет Ареопага (или просто Ареопаг) рассматривал только религиозные преступления.

Зато очень большое значение имел суд присяжных (гелиэя). Каждый год 5 тыс. афинских граждан (и 1 тыс. как резерв) избирались для заседания в многочисленных афинских судах. К концу IV в. до н.э. было построено специальное просторное здание, которое вмещало сразу несколько судебных коллегий. Афинский суд был состязательным: судьи выслушивали аргументы истца (государственных прокуроров в Афинах не было) и ответчика и принимали тайным голосованием решение об осуждении или оправдании обвиняемого, а затем определяли меру наказания, если таковая не была указана в законе. К достоинствам афинской судебной системы можно было отнести то обстоятельство, что судей нельзя было подкупить (они узнавали, какое дело будут рассматривать, непосредственно перед заседанием), к недостаткам - то, что они заранее не знакомились с делом и воспринимали его на слух. Поэтому велика была роль судебных ораторов (предшественников современных адвокатов), которые за плату писали речи для участников процесса. Участники процесса должны были соблюдать регламент: время для речей ограничивалось, свидетельством чему стали водяные часы, найденный археологами и предназначенные именно для судебных нужд.

Вообще подавляющее большинство афинских граждан за время своей жизни исполняло те или иные государственные должности, участвовало в судебных заседаниях. Дело не только (и, может быть, не столько) в том, что со времени Перикла исполнение государственных должностей оплачивалось, а с начала IV в. до н.э. оплачивалось даже посещение народного собрания. Дело в принципе фактически обязательного участия граждан в общественной жизни, в неотделенности государства от общества. Афинский полис (как и греческий полис вообще) рассматривается современными исследователями как коллективная собственность граждан, и для подобной точки зрения есть много оснований. Гражданство было закрытой корпорацией: гораздо проще было стать из раба вольноотпущенником, чем свободному неафинянину получить права афинского гражданства.

Типично афинским институтом был остракизм, который получил название от острака - глиняных черепков, использовавшихся для голосования. Раз в год на народное собрание выносился вопрос о том, есть ли в государстве человек, который угрожает демократическому строю и может захватить тираническую власть. Если вопрос решался положительно, что через некоторое время созывалось другое народное собрание, необходимым условием легальности которого было наличие высокого для Афин кворума - 6 тысяч присутствующих. Граждане писали на черепках (острака) имена тех или иных политиков, которые, по их мнению, представляли опасность для государства. Набравший наибольшее число голосов изгонялся из пределов Аттики сроком на 10 лет без лишения гражданских прав и без конфискации имущества. Таким образом были изгнаны многие видные политические деятели. Остракизм использовался в политической борьбе как сторонниками, так и противниками демократии. Практика остракизма кажется на первый взгляд странной и несправедливой: можно было изгнать человека, руководствуясь одними только подозрениями. Однако она вводила некие "правила игры" для политической борьбы: ведь до этого политических противников попросту стремились убить. Практика остракизма просуществовала в Афинах около 70 лет, и никогда не применялась после Пелопоннесской войны. Возможно, это объясняется тем, что большую роль в IV в. до н.э. стали играть суды, на которых и стремились добиться осуждения политических противников.

Один из подобных примеров - процесс над знаменитым философом Сократом в 399 г. до н.э., которого присудили к смерти в сущности за антидемократические убеждения (официально обвинив в нечестии). Впрочем, такой процесс был скорее исключением. Ведь не случайно, что все известные противники демократии жили именно в Афинах.

Расцвет афинской демократии приходится на V-IV вв. до н.э., когда Афины были одним из сильнейших государств Греции и когда демократический режим был стабилен. Немногочисленные и недолговечные попытки низвержения демократии (в 411 г. в разгар Пелопоннесской войны со Спартой, после поражения Афин в войне в 404 г., и, наконец, после смерти Александра Македонского, когда Афины оказались бессильны противостоять Македонии) скорее подчеркивают стабильность этого типа государственного устройства, естественность его в глазах рядовых афинян и укорененность его в афинском обществе.

 

 

Лекция 11. Культура и религия греков архаического и классического периодов

 

"Классический" означает "образцовый, совершенный", литература и искусство классической Греции со времен Возрождения стали рассматриваться в Европе как образец для подражания, причем часто недосягаемый. Путь к этому расцвету был удивительно недолог - всего четыре столетия отделяло Парфенон от примитивных построек "темных веков". Чтобы понять феномен литературы греков, нужно обратиться к самым разнообразным сторонам греческой цивилизации.

Невозможно понять греческую культуру без греческой мифологии и греческой религии. У греков не было специального слова для обозначения религии, поскольку религиозная деятельность не была отделена от человеческого опыта и повседневной жизни. Греки думали, что боги - везде и что они могут наблюдать любые человеческие дела и поступки:

"С хладной выси эфирной

Видят разумного боги,

Видят они нечестивца", -

так писал поэт Еврипид. Однако есть священные места (гиерон), где следует богов почитать. В таких местах обычно воздвигались храмы. Классический греческий храм строился в форме прямоугольника, окруженного колоннами (периптер). Основа древнегреческой религия - не этика, а ритуал. “Справедливость” и “несправедливость” могли существовать в отношениях между людьми, но не между людьми и богами. “Бессмертным” богам следовало приносить жертвы (сжигать на алтарях кусни мяса принесенных в жертву животных, злаки и т.п.), а боги за это должны обеспечивать покровительство людям. Господствовал классический античный принцип взаимоотношений человека и божества: do ut des (“я даю, чтобы ты дал”). Самым значительным жертвоприношением считалась гекатомба - одновременное принесение в жертву шести быков. Жречество было немногочисленным, и религиозные обряды исполняли все греки. Религия греков в значительной степени носила формальный, обрядовый характер, она не затрагивала душу человека, была достаточно рациональной, что, несомненно, сказалось на характере греческой цивилизации.

Верховным богом считался "отец богов и людей" Зевс. Предки греков, которые вторглись в Грецию с Балкан, принесли с собой почитание этого небесного бога, бога-громовержца. По представлениям греков Зевс обитал на небе либо (вместе с другими богами) на горе Олимп в Северной Греции, которая соприкасалась с небом. Величайшим храмом Зевса был храм Зевса в Олимпии (западный Пелопоннес), там же с 776 г. проводились Олимпийские игры.

Пантеон двенадцати олимпийских богов окончательно сложился в классический период: они были изображены на фризе афинского Парфенона в V в. до н.э. и были перечислены Евдоксом в IV в. до н.э. Некоторые из них не были исконно греческими и происходили из Ближнего Востока, Малой Азии или Фракии.

Спутницей и женой Зевса была Гера, по происхождению богиня матери-земли, особо почитавшаяся в Аргосе и Аркадии. Многочисленные мифы повествуют о том, что спутницами Зевса были различные богини (Деметра, Семела, Персефона, Европа) либо смертные женщины. Однако Гера была законной женой Зевса и покровительствовала браку и рождению детей; ее почитали все женщины.

Брат Зевса Посейдон был богом моря, а другой его брат - Аид - богом подземного царства (в олимпийский пантеон он не входил). Эмблемой Посейдона был трезубец; он также вызывал землетрясения и покровительствовал коневодству. Богиней плодородия была Деметра; возвращение ее дочери Персефоны (Коры) из подземного царства знаменовало наступление весны и возрождение природы. Деметре были посвящены Элевсинские мистерии (таинства) в Аттике.

Аполлон (Феб-Аполлон), в образе и культе которого заметно восточное влияние, был богом Солнца; он и покровительствовал искусствам и насылал эпидемии. Наиболее значительные храмы Аполлона были расположены в Дельфах и на острове Делос. Особенно славились Дельфы, где давали прорицания жрицы-пифии. Артемида, сестра Аполлона, повелительница животных и покровительница охоты, особенно почиталась в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света.

Арес, как и Артемида, не являлся греческим по происхождению богом; первоначально он был солнечным богом фракийцев (они обитали на территории современной Болгарии). У греков он стал жестоким божеством войны, который мало почитался. Ближневосточная богиня плодородия Афродитастала в Греции богиней любви. По преданию она родилась из пены морской; ее родиной считался остров Кипр.

Большой популярностью пользовался дружелюбный бог Гермес - покровитель путников и торговцев. Он сопровождал души умерших в подземное царство, охранял границы, был вестником богов. Скульптурные изображения Гермеса (гермы) часто ставились в общественных местах. Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, чьим символом была сова, была богиней мудрости и особо почиталась в Афинах. Гефест, бог огня и покровитель кузнецов, был мужем Афродиты. Богиней домашнего очага была Гестия.

Дионис (Вакх), бог плодородия, вина, покровитель театра, был сыном Зевса и Семелы. Хотя он и не входил в олимпийский пантеон, но пользовался большим влиянием в Греции. Его экстатическое почитание отличалось от почитания других богов. Почитались также менее значительные божества, как например Кастор и Полидевк (Диоскуры), помогавшие морякам во время бури, Музы - покровительницы искусств, символ плодородия Приап и др. Каждый греческий полис имел бога (или богиню), главного покровителя: так, в Афинах это была Афина, в Аргосе - Гера и т. п. Греки почитали также героев - детей богов от смертных женщин; самым знаменитым из них был Геракл.

Греческая космология изложена в мифах. Мы можем судить о мифах по произведениям древнегреческой литературы, которые часто опирались на устную традицию. Поэма Гесиода “Теогония” (“Происхождение богов”) и “Библиотека” Аполлодора - основные источники наших знаний в этой сфере. Согласно Гесиоду, сначала были Хаос, Земля и Надежда, а затем появились одноглазые киклопы, сторукие чудища и гиганты-титаны. Кронос, сын Неба и Земли, стоял во главе богов. Он пожирал своих детей, пока его жена Рея не спрятала одного из них, Зевса, в пещере на острове Крит. Зевс вырос и смог свергнуть своего отца и заставить его отрыгнуть проглоченных братьев и сестер; олимпийские боги в течение десяти лет боролись за власть с титанами и в конце концов смогли окончательно утвердить свое господство.

Важнейшим условием распространения культуры является письменность. С падением микенских дворцов слоговое письмо исчезло, и письменность вновь появляется на большей части Греции в VIII в. до н.э. Это было уже алфавитное письмо, в котором знак передавал звук. Саму идею алфавита и написание некоторых букв греки заимствовали у финикийцев, с которыми имели постоянные торговые контакты, но греческий алфавит был совершеннее: в него были включены гласные буквы. Алфавит распространился по всей Греции очень быстро, в течение нескольких десятилетий, и это свидетельствует о том, насколько велика была потребность в письменности. Письменность изначально в Греции не была привилегией жрецов, но использовалась для хозяйственных нужд, для записи законов и литературных произведений. Однако устное творчество еще долго преобладало: поэмы Гомера были записаны только в VI в. до н.э.

С появлением письменности в Греции стали развиваться различные жанры литературы, как поэтические, так и прозаические. В архаический период большое распространение получает лирическая поэзия: в отличие от эпоса она передавала человеческие чувства, индивидуальные стремления. Центром поэтического творчества был остров Лесбос; наибольшую известность приобрели поэт Алкей и поэтесса Сапфо. Первыми прозаиками были логографы, которые записывали мифы, занимательные история, сведения исторического и географического характера. До нас дошли фрагменты сочинений одного из логографов - Гекатея Милетского. В V в. до н.э. возникает история как наука. "Отцом истории" в древности называли Геродота из Галикарнасса, который в своем обширном труде описал историю греко-персидских войн. Первооткрывателем научного метода описания истории по праву считают афинянина Фукидида, сына Олора, который с поразительной объективностью описал события Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Фукидид использовал собственные наблюдения (он был одно время афинским стратегом), свидетельства очевидцев, надписи и другие источники, которые тщательно сопоставлял друг с другом. Его продолжателем, хотя и во многом уступавшим ему, был афинянин Ксенофонт.

Важнейшее значение в жизни греков имел театр. Основателем театра греки считали афинянина Феспида, который еще в VI в. до н.э. добавил к выступавшему на религиозных празднествах в честь бога Диониса хору актера (сначала одного, впоследствии их число увеличилось). Ставились трагедии на мифологические сюжеты; крупнейшими афинскими драматургами-трагиками V в. до н.э. были Эсхил, Софокл и Еврипид. "Древняя комедия" (V - первая половина IV в.)давала образцы политической сатиры: знаменитый комедиограф Аристофан комедиями "Мир" и "Лисистрата" призывал своих сограждан-афинян выступать против продолжения войны со Спартой, в комедии "Облака" был карикатурно выведен знаменитый философ Сократ и т. п. Вместимость греческих театров (они строились под открытым небом) были рассчитана обычно на все гражданское население полиса.

К сожалению, греческая живопись до нас не дошла, о ней мы можем судить только по копиям знаменитых картин на керамических сосудах. Больше мы знаем о скульптуре. Скульпторы V в. искали в образе человека мужество, героику, доблесть, стремились изваять не реального человека, а идеального гражданина полиса. Замечательны в этом отношении скульптурные группы Парфенона, выполненные под руководством Фидия. В римских копиях дошел до нас знаменитый "Дискобол" Мирона: движение юноши - метателя диска запечатлено в момент броска, и кажется, что через мгновение вся фигура атлета распрямится как пружина. Скульпторы этого времени могли уже изображать человека в движении, передавать складки развевающихся одежд.

Подобные достижения неудивительны, если учесть, какое внимание греки уделяли искусству. Даже в самый тяжелый для Афин период Пелопоннесской войны не прекращались строительные работы на акрополе, где рядом с Парфеноном был сооружен храм в честь аттического героя Эрехтея - Эрехтейон. Литература и искусство V в. имели гражданский характер, психологические проблемы им не были свойственны.