С 1858 года стали создаваться высшие женские учебные заведения.

В 1865 году были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Значение реформ.

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Инициатором реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Политический кризис конца 70-х — начала 80-х годов XIX века.

Последствия русско-турецкой войны, неурожаи и го­лод 1879 – 1880 гг., промышленный спад создали на рубе­же 70 – 80-х годов кризисную ситуацию. Вновь усилилось крестьянское движение, происходили волнения студен­тов в Москве, Петербурге и Харькове, земско-либеральные деятели выступили за введение конституции. В этой обстановке революционеры совершили серию террорис­тических актов. Ситуация в стране накалилась.

Правительство ответило репрессиями. С августа 1878 года дела о политических преступлениях были переданы из гражданских судов в военные. В том же году был создан аппарат полицейских урядников для борьбы с крестьян­ским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров. Обыски, аресты стали обычным явлением. В апреле 1879 года (после покушения А. К. Соловьева на Александра II) в Петербурге, Харько­ве и Одессе были учреждены временные генерал-губер­наторства наряду с уже существовавшими постоянными генерал-губернаторствами (в Москве, Киеве и Варшаве). Все генерал-губернаторы получили чрезвычайные пол­номочия (предавать военному суду, подвергать админист­ративной высылке, арестовывать, закрывать издания и т. д.).

После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, орга­низованного С. Халтуриным, 12 февраля была создана Верховная распорядительная комиссия по охране госу­дарственного порядка и общественного спокойствия. Главным начальником комиссии был назначен один из самых талантливых сановников, бывший харьковский генерал-губернатор граф М. Т. Лорис-Меликов. Он был наделен исключительными полномочиями. Наряду с ка­рательными мерами Лорис-Меликов наладил диалог с земствами, пообещав расширить их права, ослабил цен­зуру. Такая политика получила название «политики лисьего хвоста и волчьей пасти»

Заняв после ликвидации Верховной распорядитель­ной комиссии (август 1880 года) посты министра внутрен­них дел и шефа корпуса жандармов, Лорис-Меликов стремился завершить проведение реформ и тем самым преодолеть кризис. Для стабилизации положения были отправлены на места сенатские ревизии, расследовав­шие факты злоупотреблений, расширены права печати, ликвидировано III отделение.

28 февраля 1881 года Лорис-Меликов представил царю доклад, в котором для окончательного успокоения страны предлагал завершить «великое дело государственных реформ» и привлечь для этой цели общественные силы. Он считал, что для разработки соответствующих законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии — административно-хозяйственную и финансовую. Состав комиссий должен был определить сам император. Подготовленные в них проекты законов Лорис-Меликов предлагал направить для обсуждения в «Общую комиссию», составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления. После одобрения в «Общей комиссии» законопроекты поступили бы в Государственный Совет, в заседании которого предполагалось участие 10-15 выборных, работавших в «Общей комиссии». Этот проект получил название «Конституции» Лорис-Меликова. Его претворение в жизнь могло стать началом создания основ конституционной монархии. Утром 1 марта Александр II одобрил проект Лорис-Меликова и назначил на 4 марта заседание Совета министров для его окончательного утверждения. 1 марта 1881 года этот план был одоб­рен императором. Однако в тот же день Александр II был убит в результате террористического акта.

Период, когда Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства, был назван современниками «диктатурой сердца». Сократилось число террористических актов, обстановка в стране, казалось, стала более спокойной. По предложению Лорис-Меликова была закрыта Верховная распорядительная комиссию, так как, по его мнению, отпала необходимость в чрезвычайных полномочиях для борьбы с «крамолой». Но Лорис-Меликов жестоко ошибался. Некоторое затишье в стане революционеров было вызвано временными причинами – предательством одного из членов террористической группы.