Инновации. Мода

В переводе с латинского языка означает «мера, способ, правило». Модой в широком смысле называют непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В узком смысле мода – это смена форм и образцов одежды.

Родоначальницей моды считают француженку Роз Бертен, модистку французской королевы Марии Антуанетты, «министра моды» французского двора. При ней появились модные журналы, знаменитые модельеры (сегодня – кутюрье). Стали использоваться дорогие материалы – шелк, парча. Фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур, отличавшаяся малым ростом, изобрела высокие каблуки. Она же ввела сумочку для косметики (помпадур), которая вместе с перчатками, муфтой, веером, лентами, живыми и искусственными бутоньерками вошла в аксессуары светской дамы. Мария Антуанетта первой появилась в брюках. Мужчины носили парики, а женщины – прически, которые украшались кораблями с мачтами, мельницами, корзинами с фруктами. В оборот вошли грим, пудра, мушки, юбки на кринолинах (использовался китовый ус), шелковые чулки, банты, кружева и т. д. Детей одевали на подобие взрослых.

 

В соответствии с представлениями о человеке в Новое время формируются концепции воспитания. Широкое распространение получила теория естественного воспитания, изложенная Ж.-Ж. Руссо в педагогическом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). «Жить – вот ремесло, которому я хочу научить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он не будет – соглашаюсь в этом – ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком…» – формулировал главную цель воспитания Руссо. Руссо настаивал на целесообразности естественного воспитания, основанного на законах природы. Он проводил четкое различие между детьми и взрослыми. А в то время многие считали, что дети – это маленькие взрослые. Руссо разграничивал этапы развития детей. Теория воспитания Руссо была реализована швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци и активно внедрялась в Европе.

В европейском искусстве первой половины XVIII в. господствовал стиль рококо. Название произошло от французского слова рокайль, которое в буквальном переводе означает «мелкий дробленый камень, раковины». В применении к искусству речь идет о мотиве орнамента в виде стилизованной раковины. В это время появляется золоченая резьба в виде ракушек и картуш ей в оформлении туалетных столиков, дамских столов-бюро, комодов и других предметов и изысканных безделушек, наполняющих будуары женщин. Для стиля рококо были характерны гедонистические (направленные на получение удовольствий) настроения, изящный и усложненный декор, господствующие в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративном искусстве. Излюбленными жанрами рококо были интерьер будуара, интимный портрет, пастораль, стихотворная новелла-сказка, галантный роман, легкая поэзия, камерная музыка, романс, балет камерной формы. Поэты в это время воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Всем богам предпочитают Афродиту, а путешествуют на остров Цитеру (остров Любви). В стиле рококо, как считают искусствоведы, отразился красивый закат аристократической эпохи, девизом которой было: «После нас – хоть потоп».

XVIII в. называли веком Разума, веком Просвещения[121]. В XVIII в. складывается и входит в повседневный оборот само понятие «цивилизация».