Понятие школьной биологической экскурсии, ее значение

 

· Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я.Герд еще более 200 лет назад (1785 г.). Ученый призывал: "Преподавание естествознания должно, по возможности, начинаться в саду, лесу, в поле». Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А.Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными В.В. Половцовым, Б.Е. Райковым, Н.М. Верзилиным, Н.А. Рыковым, В.М. Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и др.

· По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителям ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как

"Десять заповедей экскурсионного дела":

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

 

 

 

· Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсийв природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса.

Экскурсии в программе 6 класса

Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке). Весеннее пробуждение организмов царства растений. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества. Жизнь растений в весенний период года.

Экскурсии в программе 7 класса

Разнообразие животных, обитающих в условиях города. Разнообразие животных, обитающих в сельской местности. Животное население водоема. Разнообразие животных родного края. Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк). Знакомство с птицами леса (или парка). Домашние и дикие звери (экскурсия в краеведческий музей или зоопарк). Жизнь природного сообщества весной. Весенние явления в водном природном сообществе.

Экскурсии в программе 8- 9 классов

Биологическое разнообразие вокруг нас. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе. История живой природы в регионе школы (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями). Весна в жизни природы. Лес и водоем как природные экосистемы. Парк как пример искусственного биогеоценоза. Оценка состояния окружающей среды.

Экскурсии в программе 10- 11 классов

Природная экосистема (лес, луг, водоем). Агроэкосистема (поле, сад). Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Посещение очистных сооружений или предприятий по переработке отходов. Способы размножения растений в природе. Многообразие сортов растений и пород животных (селекционная станция, или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Посещение предприятия промышленного биотехнологического производства. Весенние явления в природе. Биологическое разнообразие живого мира. Природные и антропогенные воздействия в природе.

 

3 Экскурсии в природу; условия их подготовки и эффективного проведения

На экскурсиях учащиеся приучаются ориентироваться на местности.

Таких приемов 11:

  1. по веткам и сучьям, крона с южной стороны дерева обычно гуще, чем с северной стороны;
  2. кора с северной стороны дерева грубее, корявее, поросшая лишайником, мхом;
  3. по годичным кольцам, с северной стороны они уже, тоньше;
  4. по столбам, установленным между кварталами, между малыми цифрами (5/8) - север, между большими (13/18) - юг;
  5. по мусору, который обычно бросают прохожие и проезжие недалеко от опушки. При этом бумага может пролежать в лесу до 2 лет, железная банка- до 100 лет, полиэтиленовая пленка - до 1000 лет;
  6. по муравейнику - с южной стороны он пологий, с северной -крутой;
  7. по расположению муравейника по отношению к дереву. Как правило, располагается с южной наиболее теплой и освещенной стороны;
  8. по компасу;
  9. по берегу реки - высокий и крутой берег, обычно, с северной стороны, пологий - с южной;
  10. по тропинке, которая всегда ведет к селению;
  11. по звериной тропе (кабаньей, волчьей и др.), тут надо уходить в противоположную сторону, чтобы избежать встречи с логовом и его обитателями.