Лабораторные и практические занятия

Типология уроков биологии, их особенности

Проведение урока биологии

 

Таблица 5. 1- Упущения и ошибки при проведении уроков

Этап урока Упущения и ошибки
Организационный момент Проведен не полностью (отсутствует): - приветствие; - проверка отсутствующих, - готовности класса к работе; - затрачено много времени
Проверка домашнего задания - при опросе задействовано мало учеников (определяется в зависимости от величины группы); - не подготовлены задания для всех категорий учащихся; - методически неправильно организована работа с карточками (не указано время работы, не уточнил все ли понятно, не пересадил за отдельный стол, не попросил убрать все лишнее со стола, забыл забрать карточку и начал объяснение новой темы); - не контролировал самостоятельность выполнения заданий (переговоры, подсказки); - забыл выставить отметки за урок; - выставил, но не аргументировал; - отметка выставлена за фрагментарный ответ или неверно; - затрачено слишком много времени
Воспроизведение опорных знаний Отсутствует, если оно необходимо
Изложение Нового материала - использован только один метод; - материал изложен только лекционно; - использован материал только учебника; - отсутствует контакт с классом; - учитель не реагирует на то, что ученики занимаются посторонним делом; - отсутствует работа с учебником; - отсутствует работа с тетрадями; - отсутствует первичное закрепление
Закрепление - затрачено слишком мало времени; - использованы только репродуктивные методы; - этап отсутствует вообще
Домашнее задание - забыл задать; - задал на перерыве, или по подсказке
Цели урока Реализованы не все запланированные цели
Не уложился в 45 минут Отклонение более 7 минут (в обе стороны)
Самоанализ урока Самостоятельно указал свою (свои) методические ошибки

 

 

Тема 6 «Типология уроков; особенности нетрадиционных уроков биологии,

лабораторных и практических занятий»

 

1. Типология уроков биологии, их особенности

2. Лабораторные и практические занятия

3. Нетрадиционные уроки биологии

 

 

Таблица6.1- Соотношение типов и видов уроков по биологии

 

Тип урока Вид урока
Вводный Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок
Раскрывающий содержание темы Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок (урок-ролевая игра)
Заключительный, или обобщающий Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экс­курсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет. Контрольно-проверяющий урок
Проверки и учета знаний Урок-зачет, урок-контрольная

 

Таблица 6.2- Структура лабораторных и практических работ

 

Лабораторные работы Практические работы
1. Постановка задач. 2. Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала. 3. Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов. 4. Фиксация результатов. Формирование выводов. 5. Заключительная беседа.     1. Постановка задач. 2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы. 3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы. 4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок. 5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков. 6. Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости.

Рис. 6.1- Инструктивная система проведения лабораторных работ на уроке