Лабораторные и практические занятия
Типология уроков биологии, их особенности
Проведение урока биологии
Таблица 5. 1- Упущения и ошибки при проведении уроков
Этап урока | Упущения и ошибки |
Организационный момент | Проведен не полностью (отсутствует): - приветствие; - проверка отсутствующих, - готовности класса к работе; - затрачено много времени |
Проверка домашнего задания | - при опросе задействовано мало учеников (определяется в зависимости от величины группы); - не подготовлены задания для всех категорий учащихся; - методически неправильно организована работа с карточками (не указано время работы, не уточнил все ли понятно, не пересадил за отдельный стол, не попросил убрать все лишнее со стола, забыл забрать карточку и начал объяснение новой темы); - не контролировал самостоятельность выполнения заданий (переговоры, подсказки); - забыл выставить отметки за урок; - выставил, но не аргументировал; - отметка выставлена за фрагментарный ответ или неверно; - затрачено слишком много времени |
Воспроизведение опорных знаний | Отсутствует, если оно необходимо |
Изложение Нового материала | - использован только один метод; - материал изложен только лекционно; - использован материал только учебника; - отсутствует контакт с классом; - учитель не реагирует на то, что ученики занимаются посторонним делом; - отсутствует работа с учебником; - отсутствует работа с тетрадями; - отсутствует первичное закрепление |
Закрепление | - затрачено слишком мало времени; - использованы только репродуктивные методы; - этап отсутствует вообще |
Домашнее задание | - забыл задать; - задал на перерыве, или по подсказке |
Цели урока | Реализованы не все запланированные цели |
Не уложился в 45 минут | Отклонение более 7 минут (в обе стороны) |
Самоанализ урока | Самостоятельно указал свою (свои) методические ошибки |
Тема 6 «Типология уроков; особенности нетрадиционных уроков биологии,
лабораторных и практических занятий»
1. Типология уроков биологии, их особенности
2. Лабораторные и практические занятия
3. Нетрадиционные уроки биологии
Таблица6.1- Соотношение типов и видов уроков по биологии
Тип урока | Вид урока |
Вводный | Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок |
Раскрывающий содержание темы | Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок (урок-ролевая игра) |
Заключительный, или обобщающий | Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экскурсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет. Контрольно-проверяющий урок |
Проверки и учета знаний | Урок-зачет, урок-контрольная |
Таблица 6.2- Структура лабораторных и практических работ
Лабораторные работы | Практические работы |
1. Постановка задач. 2. Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала. 3. Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов. 4. Фиксация результатов. Формирование выводов. 5. Заключительная беседа. | 1. Постановка задач. 2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы. 3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы. 4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок. 5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков. 6. Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости. |
Рис. 6.1- Инструктивная система проведения лабораторных работ на уроке