Приемы использования наглядных пособий и ТСО

Методы обучения и методические приемы;

Учебных планов, учебников и методических пособий

 

· В соответствии с единым типовым учебным планом, обучение биологии в общеобразовательных учреждениях осуществляется на II ступени общего среднего образования (6–9 классы), III ступени общего среднего образования (10–11 классы) в 11-летней общеобразовательной школе, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

· Цели учебного предмета «Биология» определяют содержание и структуру школьного биологического образования, которое реализуется при изучении систематических курсов:

I. Биология (Введение в биологию) – 6 класс;

II. Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – 7 класс;

III. Биология (Животные) – 8 класс;

IV. Биология (Человек и его здоровье) – 9 класс;

V. Биология (Общая биология) – 10, 11 классы.

· Содержательными линиями учебного предмета «Биология» являются:

- живой организм;

- многообразие и эволюция живой природы;

- биологические знания в жизни человека.

 

· При разработке для корректировки учебных планов обязательно следует учитывать, что ежегодно перед началом учебного года Министерство образования издает инструктивно-методические письма о преподавании учебных предметов на учебный год. Такие письма публикуются в периодической печати: издании «Настаýнiцкая газета» и специальных журналах по биологии, например: «Бiялогiя: Праблемы выкладання», на Интернет-сайте Министерства образования (Сайты: www.adu.by; www. minedu.unibel.by).

Тема 3 «Методы и методические приемы обучения»

 

1. Методы обучения и методические приемы; принципы классификации методов обучения

2. Особенности и условия применения словесных, наглядных и практических методов

3. Приемы использования наглядных пособий и технических средств обучения

 

принципы классификации методов обучения

Таблица 3.1. –Принципы классификации методов обучения

 

Основание классификации Авторы классификации Группы методов Состав группы
Уровень активности учащихся Голант Е.Я. 1.Пассивные   2.Активные 1.Рассказ, лекция, экскурсия, наблюдение 2.Лабораторн. метод, практический, работа с книгой
Источник получения знаний Н.М.Верзилин, Е.И.Перовский, Я.Голант, Д.О.Лордкипа-нидзе 1.Словесные 2.Практические   3.Наглядные   1.Рассказ, беседа, лекция; 2.Опыты, упр-я, учебно-произв. труд, дид. игры 3.Демонстрации и иллюстрации
Характер познавательной деятельности Лернер И.Я., Скаткин М.Н. 1.Объяснительно-иллюстративный 2.Репродуктивный 3.Проблемного изложения 4.Эвристический (частично поисковый) 5.Исследовательский 1.Словесный, наглядный практический) 2. Повторение 3. Ученики следят за ходом мысли учит.) 4. Частичное решение задачи учениками 5.Ученики самост-но решают постав. зад., учит. пом. в затруд.
По дидактической цели   М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Левина М.М. 1.Приобретения знаний   2.Формирования умений и навыков 3.Применения знаний   4. Творч. деятельности 5. Закрепления   6. Проверки знаний, умений, навыков 1. а) Рассказ, лекция, беседа, б) иллюстр. и демонстр. 2.Упраж, лаборат. занятие   3. Опыт, упраж, лабор.занят. 4.Исследов. по поставл. проблеме 5.Беседа, работа с учебником 6. Устный опрос, выполнение письменных домаш. контрольных работ, программный контроль.

 

Таблица 3.2 - Бинарная классификация методов обучения

 

Группы методов по основным источникам знаний Группы методов по уровню познавательной самостоятельности и активности учащихся
Объяснительно- иллюстративные Частично- поисковые Исследовательские
Словесные Словесные объяснительно-иллюстративные Словесные частично- поисковые Словесные исследовательские
Наглядные Наглядные объяснительно-иллюстративные Наглядные частично- поисковые Наглядные исследовательские
Практиче­ские Практические объяснительно-иллюстративные Практические частично- поисковые Практические исследовательские

 

В таблице 3.3. приведены сравнительные характеристики различных методов обучения по степени решения с их помощью учебно-познавательных, формирующих и развивающих задач.

 

Таблица 3.3 - Сравнительные характеристики различных методов обучения

Методы обучения Решаемые задачи
формируют развивают
знания умения мышление память речь
Словесные ++ - - - ++
Наглядные + + + ++ -
Практические + ++ ++ + -
Работа с книгой + + + + +
Работа с мультимедиа + ++ + + -
Учебные дискуссии ++ - ++ + ++
самостоятельная работа ++ ++ ++ + +
Устный и письменный контроль ++ - + + ++

Примечание: ++ – решает очень хорошо; + – решает частично; - – решает слабо.


Рис.3.1 - Система методов и методических приемов обучения биологии (по Верзилину Н.М., Корсунской В.М.)

 

 

 

Рис. 3.2 - Система средств обучения по биологии (реальные (натуральные), знаковые (изобразительные), вербальные (словесные), информатизационные (использование в том числе компьютеров) (Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д., 2003).

 


Таблица 3.4- Изобразительные средства наглядности

Группы Виды
Плоскостные двухмерные статические
I. Таблицы 1. Цифровые, 2. Иллюстративные, 3. Текстовые, 4. Схематические, 5. Графические, 6. Комбинированные, 7. Черно-белые, 8. Цветные, 9. Фабричные, 10. Самодельные, 11. Динамичные, 12. Статичные.
II. Рисунки 1. Книжные, 2. Альбомные, 3. Табличные, 4. Досковые, 5. Меловые, 6. Черно-белые, 1. Цветные, 8. Карандашевые, 9. Чернильные, 10. Тушевые, 11. Фабричные, 12. Самодельные, 13. Аппликационные.
III. Фотографии 1. Черно-белые, 2. Цветные, 3. Макрофотографии, 4. Микрофотографии.
IV. Дидактические карточки 1.Цифровые, 2.Иллюстративные, 3.Схематические, 4.Графические, 5. Черно-белые, 6. Цветные, 7.Комбинированные, 8.Карандашные, 9.Чернильные, 10.Тушевые, 11. Фабричные, 12.Самодельные, 13 шорные конспекты по Шаталову, 14.Аппликационные.
V. Картины 1. Черно-белые, 2. Цветные, 3. Масляные, 4. Карандашные, 5. Тушевые, 6. Оригиналы, 7. Копии, 8. Пейзажные, 9. Портретные, 10. Натюрмортные, 11.Аппликационные.
Объемные трехмерные динамические и статические
VI. Муляжи Плоды садовых, овощных, полевых и прочих культур; болезни плодов и пр.
VII Макеты Макеты животных, растений и их органов; сельскохозяйственных построек, технологий, их операций и процессов и т.д.
VIII ТСО 1. Кинофильмы, 2. Диафильмы, 3. Кинофрагменты, 4. Кинокольцовки, 5, Эпидиаскопы, 6. Кодоскопы, 7. Микроскопы, 8. Микропроекторы, 9. Компьютеры.

 

 

Применение комплексов средств обучения на уроках способствует:

1) лучшей организации работы учителя;

2) выработке умений работы учеников с разными видами наглядных пособий;

3) должно создавать условия для самообразования учеников;

4) создавать условия для использования разных методических систем и образовательных технологий.

Задача учителя – из полной системы средств обучения выбрать для урока именно те, которые во взаимном сочетании дадут наибольший эффект. Созданный комплекс средств обучения отражают в поурочном плане.

 

 

Тема 4. «Формы организации обучения биологии»

1. Основные формы организации обучения биологии

2. Традиционная индуктивно-урочная технология

3. Организация и виды самостоятельной работы учащихся

4. Особенности работы с особо одаренными и неуспевающими учениками