Предмет и задачи методики обучения биологии, ее научная база
Гомель 2012
К курсу лекций
«Методика преподавания биологии»
(дидактические материалы)
Тема 1 «Введение в методику преподавания биологии»
1. Предмет и задачи методики преподавания биологии, ее научная база
2. Зарождение методики обучения биологии в Европе 16-17 вв, ее развитие в работах В.Ф. Зуева, А.А. Любена, А.Я. Герда, В.В. Половцова
3. Разработка проблем методики преподавания биологии в советской школе и в современный период
Термин «методика преподавания биологии» используется в разных смыслах:
1) методика предмета (частная методика) – наука, отвечающая на вопросы чему и как учить по биологии (в широком смысле);
2) МПБ как методика и технология работы учителя (узкий смысл);
3) методика как учебная дисциплина в педагогическом учебном заведении.
«Методика обучения биологии – педагогическая наука о системе образования, воспитания и развития учащихся в процессе изучения биологии» (Конюшко с соавт., 2004). Знание этой системы позволяет учителю управлять процессом обучения биологии.
Методика обучения биологии — наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Рис. 1 - Схематичное изображение системы процесса обучения биологии: цель обучения биологии, содержание биологического образования, методы обучения биологии, средства обучения биологии, формы организации обучения биологии
Тема 2 «Содержание, структура школьных программ и учебников, их анализ»
1. Отбор содержания учебного материала, основные принципы отбора
2. Содержание школьного курса биологии: анализ программ, учебных планов, учебников и методических пособий
3. Дидактические принципы доступности, системности, последовательности в преподавании биологии
4. Внутрипредметные и межпредметные связи биологии, интегрированные уроки
5. Проблема информационной перегрузки школьных программ и учебников, пути ее решения
2. Содержание школьного курса биологии: анализ программ,