Органы и службы стандартизации

СТАНДАРТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. Руководство российской национальной системой стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации – Ростехрегулирование. Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по жилищной и строительной политике (Госстрой России).

По закону «О техническом регулировании» Ростехрегулирование в области стандартизации решает следующие вопросы:

утверждает национальные стандарты;

принимает программу разработки национальных стандартов;

организует экспертизу проектов национальных стандартов;

осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке национальных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятии (организации).

К территориальным органам относят центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

В оргструктуре Ростехрегулирования предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ. К российским службам стандартизации относятся научно-исследовательские институты (20 институтов) и технические комитеты.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции, т.е. создавать технические регламенты. В частности, роль технических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанНиП), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; государственные образовательные стандарты Министерства образования и т.д.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной стандартизации.

Основные функции технических комитетов следующие:

определение концепций развития стандартизации в своей области;

подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Основными задачами технических комитетов являются:

организация разработки и экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов;

участие в формировании программ разработки национальных стандартов в закрепленной за ними области деятельности;

анализ отраслевых стандартов в составе фонда документов национальной системы стандартизации на предмет их обновления и дальнейшего использования;

участие в работе ТК международных организаций по стандартизации, в том числе в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных, а также в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации и международными организациями по стандартизации;

подготовка предложений по разработке международных и межгосударственных стандартов и предложений относительно позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных и региональных организаций по стандартизации;

подготовка официальных переводов международных стандартов для передачи их в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Для решения задач в более узкой области, чем область деятельности всего ТК, могут быть образованы подкомитеты или рабочие группы, руководители которых назначаются председателем ТК.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенции создают при необходимости подразделения (службы) стандартизации. Их службы стандартизации (конструкторско-технологические, научно-исследовательские отделы, лаборатории, бюро) выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство по стандартизации на предприятии.

Руководители предприятий несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях.