ЛЕКЦИЯ №13. ПРЕПОДАВАНИЕ ГАРМОНИИ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

Петровские реформы внесли коренные изменения в социальные функции русского музыкального искусства. Развиваются светские музыкальные жанры, инструментальная музыка. Постепенно формируется светское профессиональное музыкальное образование, обучение музыкально-теоретическим предметам.

В 1739 году работавший в Петербурге математик Эйлер написал на латыни теоретический труд по гармонии «Опыт новой теории музыки», где изложил математические основы учения о гармонии.

В 1773 году было организовано «Училище музыки», где обучали не только игре на музыкальных инструментах, но и генерал-басу.

К концу века относятся первые попытки ввести краткие сведения по теории музыки в руководства по игре на фортепиано.

Теорию музыки в те годы вели композиторы из крепостных крестьян Кашин и Дегтярев. (Так, Дегтярев преподавал генерал-бас в школе при крепостном театре Шереметева). Руководством по гармонии служила для педагогов книга итальянского композитора Паэзиелло, работавшего тогда в Петербурге (на итал. языке, издана в 1782).

Первой учебной книгой, переведенной на русский язык, посвященной преподаванию гармонии, было «Верное наставление в сочинении генерал-баса» Кельнера (1791). В ней содержатся сведения об интервалах, трезвучиях, консонаснсах и диссонансах; правила голосоведения при соединении аккордов; таблицы тональностей. (Сам Кельнер был немецким органистом, работавшим в Стокгольме.)

Первая книга о гармонии русского автора Ивана Комендантова – «Начальное основание о гармонии» (1801) – не была учебным руководством.

В 1805 году издано учебное пособие Манфредини «Правила гармонические и мелодические» в переводе Дегтярева, вторая часть которого («О новом способе, как обучаться аккомпанированию басовому») посвящена основам гармонии. Систематизированы интервалы, аккорды, виды кадансов, техника модуляции. Рассмотрены 3 приема обучения «аккомпанированию»:

-глядя в ноты в других голосах;

-читая цифровку;

-когда бас не цифрованный («должно доходить умственно, какие аккорды должны в нем быть по движению его, по силе тонов и по действию мелодии других партий»).

В 30-е годы XIX века начинают работать музыкальные классы при Петербургском и Московском театральных училищах, открываются инструментальные классы в Певческой капелле. Подготовка учительниц фортепианной игры ведется в женских институтах, среди которых выделяется Сиротский институт в Москве. Здесь впервые вводится обучение гармонии.

Среди педагогов-теоретиков выделялся Иоганн Леопольд Фукс, работавший в Петербурге. Его «Практическое руководство к сочинению музыки (в пользу самоучащихся и в облегчение учителей)» в русском переводе – один из первых в России учебников гармонии, применявшихся в русской музыкальной практике. В другой работе Фукса – «Новая метода» (в переводе К. Арнольда) – разработаны практические задания по гармонии. Задачи на генерал-бас расположены по степени возрастания сложности, предлагаются образцы решения задач с пояснениями, для проверки даны гармонизации с ошибками в голосоведении, имеется глава, посвященная гармонизации мелодии. Фуксу также принадлежит элементарный учебник гармонии (1843) для дам-любительниц.

В 1852 году вышло «Руководство к изучению гармонии» И. Гунке - преподавателя Придворной капеллы, затем библиотекаря Петербургской консерватории. Это первый учебник гармонии, написанный на русском языке. В нем содержатся сведения о гаммах и интервалах, основах голосоведения, правилах аккордовых последований, модуляционных приемах, неаккордовых звуках, гармонизации мелодии. Автор выявляет эмоциональное воздействие разных аккордов, его мелодических положений, альтерации. Через 7 лет Гунке выпустил «Руководство к сочинению музыки» (итог его многолетнего преподавания теории музыки).

Открытие двух первых консерваторий в России – Петербургской в 1862 году, Московской в 1866 году – создало почву для систематизации профессионального образования русских музыкантов. Постепенно складывается и консерваторский курс гармонии.

В Петербургской консерватории класс гармонии ведет Н. Заремба (учившийся в Берлине у Маркса). В России он был первым преподавателем гармонии на русском языке. (По воспоминаниям Лароша, учившегося вместе с Чайковским у Зарембы, он не обладал техникой быстрого исправления задач, отличался некоторым догматизмом. Ипполитов-Иванов рассказывал о случае, когда Заремба «не оставил камня на камне от незнакомого ему хорала Баха, «проверив» его в качестве «задачи» одного из своих учеников».)

Известным профессором гармонии в Петербргской консерватории был Юлий Иогансен – воспитанник Лейпцигской консерватории, ученик Мендельсона и (Эрнста) Рихтера. Он пользовался учебником гармонии Рихтера, переведенным на русский язык в 1868 году.

В учебнике Рихтера вначале рассматриваются трезвучия всех ступеней, далее – септаккорды, неаккордовые звуки, даются практические указания по применению аккордов. Основная форма практических упражнений – гармонизация баса. Лишь в последнем разделе появляются задачи на гармонизацию мелодии, обработку голосов хорала. Изложение материала отличается простотой, практической направленностью. Упражнения методически продуманы. Цель курса – научить строгому голосоведению в аккордовых сочетаниях, привить навыки хорального изложения.

В 1885 году вышел в русском переводе учебник гармонии Бусслера (уже после создания «Руководства» Чайковского и во время издания «практического учебника» Римского-Корсакова). Большое внимание в нем уделено работе над гармонизацией мелодии. Однако он имел немало недостатков и вскоре уступил место более совершенным отечественным учебникам.