ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.2.1. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Органы и службы по метрологии Российской Федерации

В 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До этого момента по существу не было законодательных норм в области метрологии, а правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений закон установил немало нововведений – от терминологии до лицензирования метрологической деятельности. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки; введена добровольная сертификация средств измерений и т.д.

Реорганизация государственных метрологических служб, необходимость которой диктовалась переходом страны к рыночной экономике, фактически привела к разрушению централизованной системы управления метрологической деятельностью. Появление различных форм собственности послужило причиной возникновения противоречий между обязательностью государственных испытаний средств измерения, их поверки, государственным надзором и возросшей степенью свободы субъектов хозяйственной деятельности. К этому добавились и другие проблемы, связанные с необходимостью для России интеграции в мировую экономику и вступлению в ВТО.

Рассмотрим основные положения закона «Об обеспечении единства измерений».

Целизакона состоят в следующем:

защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных воздействий недостоверных результатов измерений;

содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе государственных эталонов единиц величин и использование результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;

создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;

регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

адаптация российской системы измерений к мировой практике.

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» устанавливает и законодательно закрепляет основные положения и понятия, принимаемые для целей закона: единство измерений, средство измерения, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОМЗ). Основные статьи Закона устанавливают:

организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;

нормативные документы по обеспечению единства измерений;

единицы величин и государственные эталоны единиц величин.

Закон определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Отдельные статьи Закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за его нарушение. Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы, подчеркивает межотраслевой и подведомственный характер ее деятельности. Межотраслевой характер деятельности закрепляет правовое положение Государственной метрологической службы, аналогичное другим межотраслевым и контрольно-надзорным органам государственного управления (Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор).

Характерной чертой правового положения Государственной метрологической службы является подчиненность по вертикали одному ведомству – Ростехрегулированию (бывшему Госстандарту России), в рамках которого она существует обособленно и автономно.

Особо следует отметить введение института лицензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензии предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы.

В области государственного метрологического надзора введены новые виды надзора: надзор за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, а также за количеством товаров в упаковке любого вида при их расфасовке и продаже.

Закон вводит добровольную систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки

средств измерений. Стимулом к этому послужили не только проблемы сохранения единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю, но и необходимость повышения качества и эффективности деятельности по созданию парка измерительных средств и защита интересов пользователей средств измерений.

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии. Во исполнение этого закона Правительство РФ утвердило ряд документов по метрологии: «Положение о государственных научно-метрологических центрах», «Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц», «Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», «Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации». Эти документы вместе с Законом являются основными правовыми актами по метрологии в России.

Следует иметь в виду, что метрологические службы федеральных органов управления не относятся к Государственной метрологической службе, так как их деятельность ограничивается одной отраслью, а сами органы являются объектами государственного метрологического контроля и надзора.

Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

В ходе проведения административной реформы в Российской Федерации сформировалась определенная структура ГСИ, представленная на рис. 1.

Она включает:

1) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие установленные Правительством РФ функции в области метрологии;

2) систему территориальных органов Ростехрегулирования, осуществляющих государственный метрологический надзор;

3) систему национальных метрологических институтов (государственных научных метрологических центров);

4) систему государственных служб в области обеспечения единства измерений и их территориальных органов;

5) систему центров метрологии Ростехрегулирования;

6) метрологические службы юридических лиц;

7) аккредитованные организации в области метрологии.

 

Рис. 1. Структура государственной системы измерений

 

Органы по метрологии. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения единства измерений осуществляется федеральным органом по техническому регулированию Минпромэнерго России. Указанный федеральный орган принимает в области метрологии следующие нормативные акты:

установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

метрологические правила и нормы;

порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений;

порядок представления средств измерений на поверку и испытания, а также установления интервалов между поверками;

порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи сертификата о калибровке;

порядок проведения государственного метрологического контроля.

Действующее в рамках Минпромэнерго России Ростехрегулированиеосуществляет:

руководство деятельностью Государственной метрологической службы и государственных справочных метрологических служб;

определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

ведение государственного реестра утвержденных типов средств измерений;

государственный метрологический надзор.

Функция государственного метрологического надзора выполняется Ростехрегулированием и непосредственно и через семь межрегиональных территориальных управлений, функции государственного метрологического контроля продолжают выполнять федеральные государственные учреждения – центры стандартизации, метрологии и сертификации – ФГУ ЦСМ.

Службы по метрологии. Обеспечение единства измерений в стране осуществляется следующими субъектами метрологии:

Государственной метрологической службой (ГМС);

справочными метрологическими службами (СМС);

метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти;

метрологическими службами организаций (МСО).