Китайский исторический цикл в Средние века

 

В Китае так называемые «средние века», с которыми обычно связывается понятие феодализма, начались значительно раньше, чем в Европе, еще в 1-м тысячелетии до н. э.

Центральная власть в Китае опиралась на право верховной собственности на землю. Частная собственность на землю ограничивалась. Торговля, ремесло, использование природных ресурсов также находились под контролем государства.

В Китае верховным собственником земли было государство. Оно наделяло землей крестьян, требуя за это уплаты налогов, службы в армии, участия в государственных строительных работах. Необходимость защиты от кочевников привела к тому, что в III–VI вв. н. э. опорой формирующегося крупного централизованного государства стали мелкие и средние служилые феодалы. В их владениях работали различные группы зависимых крестьян, которые считались арендаторами, отдавали около половины урожая и по своему желанию отказаться от аренды не могли. На государственных землях крестьяне платили налог, который шел частично в общегосударственную казну и частично на содержание чиновничества. В VII–IX вв. в правление династии Тан феодально-бюрократическое давление несколько уменьшилось: сократились отработки, была упорядочена налоговая система, купцы, ремесленники наделялись землей. Многие проблемы решались за счет эксплуатации не ханьского населения, например, на юге (вьетнамцы и др.). Военные потребности государства способствовали постепенному формированию частного землевладения, поместной системы, усилению крестьянской зависимости.

Процесс феодализации в Китае проходил весьма своеобразно и, если сравнивать с некоторыми западноевропейскими странами или с Россией, так и не завершился. В Китае имело место крупное частное землевладение – так называемые сильные дома. Крупные землевладельцы старались подмять под себя общинников, отобрать у них земли, превратить их в максимально зависимых от себя людей. Это вело к сокращению налогов в пользу государства и оскудению казны. Положение крестьян ухудшалось и было причиной частых восстаний, основным требованием которых было возвращение земли, восстановление принципа уравнительности и системы «равных полей», которая считалась в Китае идеалом. В России между царем и крестьянством стояло дворянство, которое было фактически агентом центральной власти и главной социальной опорой самодержавной власти. В Китае между императором и населением находилось многочисленное чиновничество, которое получало жалованье из государственных доходов. Значительная часть чиновничества была воспитана на конфуцианстве, требовавшем внимательного отношения к крестьянам, главной производительной силе страны и главным налогоплательщикам. Поэтому сменявшие друг друга династии время от времени проводили социальные реформы, осуществляли конфискацию земли у «сильных домов», производили передел земли с тем, чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок.

 

Чиновники могли получать большие наделы земли, но феодалами-землевладельцами (помещиками или вотчинниками) они не становились. Доходы с земли шли чиновнику в качестве жалованья (за вычетом налогов государству) и зависели от положения чиновника. В случае увольнения со службы или понижения в должности он лишался доходов с земли, которые передавались кому-нибудь другому.

Государство монополизировало производство и продажу важнейших предметов потребления: соли, чая, фарфора, меди, железа и т. д. Если государственная торговля не выдерживала конкуренции с частной торговлей, то правительство повышало налоги на купцов и закупало у них товары по твердым ценам. Иногда торговлей разрешалось заниматься чиновникам. Их освобождали от налогов и использовали как противовес частным торговцам.

Только в XVI–XVII вв. в стране стало усиливаться крупное землевладение, начали возникать мануфактуры с использованием наемного труда.

Государство сохраняло монополию на добычу полезных ископаемых, но в малодоступных горных районах появились тайные частные предприятия по добыче угля и серебра.

В феодальном Китае при чрезвычайно сильной императорской власти не было системы вассалитета, как в Западной Европе. Не имели китайские города и самоуправления. Не было в Китае и крепостного права в том виде, в каком оно имелось во Франции, России и других европейских странах. В то же время существовала система коллективной ответственности, базировавшаяся на крестьянской общине.

Мощный государственный феодализм был главной особенностью китайской цивилизации на протяжении многих столетий. Этим же исследователи объясняют цикличность китайской истории, крайне медленное продвижение вперед, похожее на «бег на месте».

В 206 г. до н. э. в условиях социально-экономического кризиса начинается правление династии Хань. Происходит объединение страны, но начинается упадок, и в 220 г. н. э. империя гибнет. В начале IV в. Китай становится объектом завоевания со стороны гуннов и других кочевых орд. Пришельцы быстро китаизируются, принимают местную культуру, обычаи и сохраняют систему управления. С конца VI до начала XIII в. друг друга сменили династии Суй, Тан и Сун. В этот период в стране строились дороги, каналы, новые города, развивались ремесла и торговля, искусство (особенно поэзия). Этот цикл закончился нашествием монголов. Новые пришельцы-кочевники нанесли значительный урон китайскому хозяйству, обратили в рабство миллионы китайцев, но также постепенно китаизировались. Монголы основали собственную династию Юань. После сравнительно непродолжительного правления (1280–1368) в результате восстания, возглавленного древней буддийской сектой «Белый лотос», монгольская династия была свергнута. В правление династии Мин (1368–1644) относительно быстро была восстановлена экономика страны, отменено рабство, снижены налоги. Важную роль сыграли расширившиеся возможности для социального возвышения выходцев из низов.

В период Средневековья продолжала развиваться китайская культура. Центром традиционного единства Небо-Земля-Человек китайская культура считала человека. Гуманизм в Китае имел не меньше последователей, чем в Европе в период Возрождения. В Китае огромное значение придавалось этическому воспитанию личности, культивировалась идея «мира и согласия», равновесия и гармонии всего сущего. Целью личности считалось ее совершенствование. Китайский буддийский монах Хуэйнэн (638–713) доказывал, что успеха в самосовершенствовании можно добиться посредством обычного труда в нормальной жизни вне зависимости от социального статуса человека. Эта школа (цзэн-буддизм) получила значительное распространение в Азии.

В XI–XIII вв. славились «четыре великих училища». «Учебный устав училища Байлудун» (основано в 937 г.) являлся одной из самых первых программ образования в мире и служил образцом для других образовательных учреждений.

Менялись стили в китайской поэзии и драматургии. Появились «четыре великих произведения китайской литературы» – романы «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад», «Сон в красном тереме». Развивались каллиграфия, живопись и другие виды искусства. В XI–XIII вв. небывалого расцвета достигло производство фарфора, возникшее еще во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. Сыма Гун с помощниками в XI в. составил капитальный труд по всеобщей истории («Всеобщее зерцало, в правлении помогающее»).

Все «четыре великих китайских изобретения» (порох, бумага, компас и печатный набор) были сделаны к началу 2-го тысячелетия н. э., когда Европа пребывала во «тьме Средневековья». Великий мореплаватель и исследователь дальних стран Чжэн Хэ (1371–1435) во главе большого флота предпринял семь длительных экспедиций по морям и океанам. Это было сделано задолго до Великих географических открытий европейцев. В XVI в. фармаколог Ли Шичжэнь составил «Трактат о лекарственных растениях», в котором описал 1892 разновидности лекарственных трав и веществ, привел более 10 000 рецептов. Оригинальные концепции китайской медицины и методы лечения (например, иглоукалывание и прижигание) вырабатывались веками и дошли до наших дней.