Социализация
Социальная среда-совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
- макросреда ( характер общественного разделения труда, соц.структура общества, система образования....)
- микросреда ( семья, школа....)
Социализация- начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальны ролей и культурных норм.
Этапы социализации:
Младенчество. 0-1 год. Удовлетворение естественных потребностей. Элементарные соц. роли( сын)
Детство. 1-13 лет. Дети, изолированные от общества - феральные люди. Отличаются от взрослых внешне, способностями. На 70% формируется личность. Элементарные соц. статусы и роли. Экономически не самостоятельны. Нет соц. ответственности. Безрассудное отношение к опасности. Главный вид деятельности - игра.
Агенты социализации-люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Виды агентов:
- первичной социализации - непосредственное окружение, связаны тесными личными отношениями ( родители)
- вторичной социализации - формальное окружение ( учитель)
Юность. 13-19 лет. Половая зрелость, которая может привести к психическим сдвигам. Способность к необдуманному риску. Подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности .Склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Секс, наркотики, насилие как символы молодежной субкультуры. Заканчивается формирование фундамента личности. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого соц.статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свободны от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Высокий уровень мобильности .Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса( студент, семьянин).Эпатаж - шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам.
Молодость.19-22 года.
Зрелость. 22-55-60.
Критерии отношения к зрелому возрасту:
-самостоятельное обеспечение себя средствами существования
-распоряжение деньгами независимо от других
-самостоятельность в выборе образа жизни
-проживание независимо от родителей
-способность отвечать перед законом
-брак
-голосование.
Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности. Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов( овладение профессией, создание семьи ….).Освоение соц.ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность.
Старость.55-смерть. Потребитель соц.благ. Беззащитен как ребенок, но не является главной целью для своих взрослых детей. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство соц.униженности. Отсутствие жизненного плана. Жизненный план - идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория соц.карьеры и сумма возможных достижений.