Лекция 6. МЕСТО РОССИИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В СИСТЕМЕ

2.

1.

Что-то про политическую власть.

Лекция 5

1) Понятие власти, её характерные черты.

Сущность и происхождение политической власти.

 

2) Субъект, объект и носители политической власти.

Методы её осуществления

________________________________________________________

 

Основные типы концепции власти.

 

1. Нормативно-формалистский (источник и содержание власти – система правовых и других норм)

2. Организационный (акцентирование всеобщих функций власти, отрицается её классовый характер)

3. Субъективистско-психологический (основа власти – врожденная способность особого типа индивидов к агрессии, главенству или накоплению благ)

4. Индивидуалистическио-социологический ( власть – результат игры интересов индивидов и договоренностей между ними)

5. Диалектико-материалистический (рассматривает власть в её историческом развитии и взаимосвязи с другими человеческими отношениями, в первую очередь – экономическими)

 

Социальная власть – способность и возможность подчинять своей воле поведение людей с помощью определенных средств.

Её характерные черты:

1) в основе власти – существование человеческих коллективов.

2) она имеет авторитарный характер, предполагает безусловное подчинение.

3) содержит элементы принуждения (от прямого насилия до общественного мнения)

 

Социальная власть возникла вместе с человеческим обществом из-за необходимости подчинения общества воле одного руководителя для совместного трудовой деятельности.

В первобытном обществе существовало общественное самоуправление, когда все важнейшие вопросы решались общественным собранием на основе обычая. Профессиональных управленцев не было. Основным средством принуждения выступало общественное мнение.

 

При расслоении общества на классы, власть приобрела политический характер, т.е. начинает осуществляться в интересах меньшинства от имени всего общества.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

 

Социальная основа и источник любой власти – собственность на средства производства или распоряжение ими.

В процессе классообразования непосредственные производители материальных благ отчуждались от средств производства и одновременно от власти. Она переходила к экономически господствующему классу, который, таким образом, становился и политически господствующим через посредство государства.

 

 

Властные отношения предполагают наличие субъекта власти как носителя властной воли и объекта власти – носителя подвластной воли.

 

В первобытном обществе они совпадают, включая всю социальную общность (род, племя)

 

В классовом обществе господствующий класс выступает и субъектом и объектом, а остальные классы и слои – только объектом.

 

Совокупная воля господствующего класса фиксируется в законах, которые обязательны для всех, в том числе для членов этого класса. Она выражает общий интерес класса, который может отличаться от воли отдельных индивидов, групп, слоев, составляющих этот класс.

 

Субъект политической власти не может полностью игнорировать интересы его объекта, иначе его полномочия прекращаются.

 

Политическая власть всегда представляет собой равнодействующую сил её субъекта и объекта.

 

Эти силы определяются степенью контроля над экономическими, военными и информационными ресурсами общества, уровнем внутренней организации и сплоченности, политическими талантами лидера и др.

 

Для реализации политической власти, её субъект создает специальные институты – носители политической власти. Их власть вносит вторичный, производный характер.

 

В качестве носителя могут выступать политические партии, идеологические организации (церковь, пресса) представляющие интересы господствующего класса в целом и отдельных его фракций.

 

Иногда в этой роли могут выступать преступные (гангстерские) группы. Однако, главное место среди носителей политической власти занимает государство, его органы и руководители, которых массовое сознание наделяет массовой властью (персонофикация власти).

 

Обусловлено тем, что носитель власти выступает от своего собственного имени, а его связь с субъектом обычно скрыта.

 

Таким образом, осуществление политической власти класса посредством его носителей, создает иллюзию, что власть носит независимый от класса в целом характер.

 

Это положение – одно из условий классового господства и всегда сознательно поддерживается субъектом политики.

 

Вместе с тем, начиная с 20 века, субъект политической власти значительно в большей степени, чем раньше, учитывает интересы её объекта. А в ряде наиболее развитых стран – наиболее полный доступ к политической власти получили и трудящиеся – через социально-демократические партии, а в случае их победы на выборах – и через государственные органы.

 

?//Выступают в конечном счете воле и интересам субъекта политической власти//?, её носители, обладают относительной самостоятельностью, что позволяет им реализовывать собственные (личные или групповые) интересы политики.

 

Это в первую очередь относится к бюрократическому аппарату, наделенному функциями государственной власти.

 

Бюрократия – высший привилегированный слой чиновничества, имеет свойство подменять содержательную сторону деятельности – формальной, а интересы господствующего класса или общества в целом – своими групповыми интересами, в результате чего государственная машина начинает работать вхолостую.

 

В нормальных условиях экономически господствующий класс имеет возможность контролировать бюрократию и ограничивать эти негативные тенденции.

 

Однако, при авторитарном и особенно тоталитарном режимах, бюрократии удается фактически оттеснить господствующий класс от политической власти или даже уничтожить как класс.

 

Таким образом, носитель политической власти становиться так же и её субъектом и приобретает ничем не ограниченное господство в экономике и политике, в результате чего неэффективное управление превосходит все пределы.

 

Методы осуществления власти

 

Они различаются по двум основным параметрам:

1) совпадают ли интересы объекта власти с интересами её субъекта

2) и осознается ли объектом это совпадение или несовпадение.

 

Схематично можно изобразить 4 метода:

 

1. Убеждение – сознательное, добровольное подчинение объектом на основе осознанного совпадения интересов.

 

2. Авторитет - добровольное подчинение на основе доверия к носителю власти при совпадении интересов.

 

3. Принуждение – подавление субъектом сознания и воли объекта при различии интересов.

 

4. Манипуляция – добровольное подчинение на основе не осознания различия интересов.

 

 

В доиндустриальные и в раннеиндустривальные эпохи, когда интересы господствующего класса и масс расходились довольно сильно, субъект политики власти осуществлял её путём принуждения (через государство) и манипуляции (церковь).

 

В современных демократических странах роль государственного принуждения резко снизилась, на первый план вышли манипуляция и авторитет, осуществляющиеся через СМИ.

 

С методами осуществления политической власти тесно связано понятие её легитимности, под которым понимается согласие основной части населения подчиняться носителю власти.

 

Это позволяет последним поддерживать в обществе порядок и стабильность, добиваться выполнения своих распоряжений без широкомасштабного прямого насилия.

 

Наиболее известная классификация легитимности принадлежит Веберу.