Система образования

В конце XIX — начале XX в. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьяне. Однако развитие капитализма требовало грамотных и профессионально подготовленных людей. Царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки требованиям о расширении народного образования. Если к 1860 г. (по данным переписи) было грамотным всего около 6% населения, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать (среди женщин число грамотных было ниже — 13%.

В 80–90-е гг. возросло количество воскресных школ, которые много делали для распространения образования среди городского населения. Основным звеном начального образования были государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2–3 лет обучали письму, чтению, счету, закону Божьему.

Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища, причем в университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимназий (мужских и женских) функционировало очень мало. Высокая плата за обучение в частных гимназиях делала образование недоступным для широких масс населения. С 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища.

После подавления революции 1905–1907 гг. министр народного просвещения А.Н. Шварц (1908–1910), а затем Л.А. Кассо (1910–1914) провели ряд реакционных мероприятий: отменили университетскую автономию, запретили прием женщин-вольнослушательниц в высшие учебные заведения. На преподавателей составлялись политические характеристики, запрещалось все прогрессивное в образовании, исключались студенты, закрывались важнейшие кафедры, многие учителя подверглись увольнению.

Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования. В Москве были открыты Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге — Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет и росту численности их тиражей (если в конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках). Крупнейшие издательства И. Д. Сытина, А.С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении.