Живопись

Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реализм получили достаточное распространение. Академия была консервативным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические темы.

Одним из крупнейших портретистов был О. А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д.В. Давыдова, Е. Л. Ростопчинской, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О.А. Киприенский — первый художник, который, по словам А.А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».

В. А. Тропинин, как и О.А. Киприенский, был сыном крепостных, по милости владельца окончил Академию художеств и начал с портретной живописи. Известен его портрет А.С. Пушкина. В историю русской живописи В.А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого несложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).

Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А.Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К.П. Брюллов (картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский полдень» и др., портреты «Всадница», «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е.П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».

Величайший русский художник А.А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа народу» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чувство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П.А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и др.).

В 50–60-е гг. XIX в. получило развитие критическое изображение действительности. Таковы произведения В.Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н.В. Неврев, В.В. Пукирев, И. М. Прянишников и др.

Виднейшим организатором и идеологом молодого поколения художников был Н. И. Крамской, а его теоретиком — В. В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм.

В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выставок», в котором состояли И.Н. Крамской, В. М. и А.М. Васнецовы, И. И. Левитан, В.Д. Поленов, И.Е. Шишкин, В.И. Суриков, И.Е. Репин и др.

Важную роль в развитии русского искусства сыграло создание первой русской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П.М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало основой одного из богатейших национальных музеев мира — Третьяковской галереи.