Русская культура в XIX в.

XIX в. — время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Очень ярко и образно об этом сказал А.М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положительный тип русского человека, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем за сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талантов, рожденных Россией XIX века, но поражающее разнообразие».

Именно в XIX в. российская культура стала классической, имеющей огромное значение для всех последующих поколений людей. Более того, вопросы, поставленные русской культурой этого периода, оказались актуальными и в настоящее время. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. дает основание исследователям называть это время «золотым веком».

Особенности культурного развития России в XIX в.:

  1. 1) развитие русской культуры опиралось на преобразования предшествующего времени;
  2. 2) распространение капиталистических отношений усилило потребность в грамотных и образованных людях. Основными культурными центрами стали города;
  3. 3) культура развивалась на основе возрастающего национального самосознания русского народа и имела ярко выраженный национальный характер;
  4. 4) существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказали победа в Отечественной войне 1812 г., движение декабристов, реформы 60–70-х гг., «хождение в народ», европейские буржуазные революции.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Николая I и Александра III сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли и препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество являлось тормозом для культурного развития страны.