Методические рекомендации по изучению темы

Разбирая вопросы темы, следует уяснить, что такое «региональные конфликты», каковы их причины и составляющие. Рекомендованные к обсуждению проблемы требуют также обращения к соответствующим историческим картам атласа по новейшей истории для определения государств-участников конфликта, изменения государственных границ, хода основных военно-политических событий. При изучении первого вопроса уяснить истоки ближневосточных проблем, роль традиций (в том числе и этноконфессиональных), позицию великих держав - прежде всего Англии, позже США, СССР (России), ООН. Дать историческую оценку роли арабского национализма в его различных модификациях, сионизма в ходе развития ближневосточного конфликта. Проанализировать точки зрения и эволюцию взглядов на проблему виднейших арабских лидеров, руководителей государства Израиль. Охарактеризовать важнейшие этапы и понятия в развитии ближневосточной проблемы: Палестинскую войну 1948-1949 гг., «Суэцкий кризис» и «Тройственную агрессию» 1956 г., «шестидневную войну» 1967 г., «октябрьскую войну» 1973 г., «кэмп-дэвидский процесс», «интифаду», военно-политические события 90-х гг. Определить роль ООП в ближневосточном конфликте. Показать значение и противоречивость политики США, СССР(России) в регионе. Выяснить, какие аспекты проблемы сближают, какие разделяют арабские страны региона. Как эволюционировала позиция лидеров Израиля, по каким вопросам ближневосточного урегулирования идет

политическая борьба в современном Израиле. Почему в последние десятилетия увеличивается значение курдского аспекта ближневосточной проблемы. Работая над вторым вопросом, вспомнить, какие традиции повлияли на развитие общественно-политической жизни и государственности в Афганистане. Объяснить, почему именно с 70-х годов ХХ в. развитие этой страны приняло конфликтный характер во внутренней, позже - во внешней политике. Охарактеризовать важнейшие события послевоенного Афганистана: государственный переворот 1973 г., «Саурскую революцию 1978 г.»,гражданскую войну конце 70-х - 90-х гг. В чем проявилось влияние внешнего фактора в социально-политической истории страны в 70-80-е гг. Какую роль сыграли НДПА, исламская оппозиция, лидеры важнейших религиозно-политических сил. В чем причины того, что, несмотря на уход советских войск в 1989 г., в Афганистане недостигнут мир. Дать оценку движения Талибан, политики исламских государств, США, СССР (России)в отношении Афганистана после вывода советских войск. Проанализировать роль и значение этнополитического фактора в афганских событиях.

При рассмотрении третьего вопроса выявить альтернативы развития стран Персидского залива после 1945 г., роль нефтяного фактора, соперничества СССР и Западных стран, США в регионе. Определить значение внутренних (социально-экономических «этнополитических, религиозных) аспектов во взаимодействии и соперничестве государств Персидского залива. Особо уделить внимание характеристике внутри и внешнеполитического развития наиболее крупных государств региона: Ирака и Саудовской Аравии. Проанализировать «кувейтский кризис» и «Бурю в пустыне» (1990-1991), реакцию арабского мира, великих держав, ООН. Показать проблемы и перспективы урегулирования ситуации в Персидском заливе, противоречивость политики арабов, Западных стран, США, СССР (России).

Тема 8 (лекция - 2 часа) Государство Израиль 1948 – 2000 гг.

План:

1. Государственный и политический строй Израиля.

2. Экономическое развитие.

3. Внешняя политика Израиля.