III. Дифференцированное применение различ­ных форм и средств физического воспитания в за­висимости от возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

II. Систематичность занятий, комплексное ис­пользование различных форм и средств физичес­кого воспитания.

В школьные годы большое значение приобрета­ют организованные формы движений: утренняя гим­настика, динамические паузы в структуре каждого урока, общие игры на переменах, уроки физкульту­ры в школе, занятия с преобладанием динамическо­го компонента (ритмика, аэробика, "спортивный час"), занятия в спортивных секциях и клубах. Начиная с 1981/82 учебного года во всех общеобразователь­ных школах введено обязательное выполнение неко­торых так называемых малых форм физического вос­питания:

— утренняя гимнастика направлена на снятие ут­реннего торможения, повышение мышечного тонуса, активизацию процесса внимания. Проводится в тече­ние 10 мин перед началом уроков в школе;

— вне зависимости от возраста в структуре каж­дого урока должны быть динамические паузы (физ­культминутки) с выполнением в течение 3 мин упраж­нений, направленных на снятие статического напря­жения с "позных" мышц, а также для профилактики зрительного утомления;

— активный отдых на переменах способствует восстановлению сниженной в процессе урока рабо­тоспособности и упрочению ее на более высоком уровне. Рекомендуется обязательная организация динамических перемен для младших школьников, когда 5 мин от перемены отводится на подвижные игры.

В комплексе с утренней зарядкой (15 мин) малые формы физического воспитания обеспечивают ежедневно около 50 мин активных движений.

Кроме того, проведение уроков физкультуры (2 раза в неделю по 45 мин), ежедневные занятия по физической культуре в объеме не менее 1 ч в груп­пах продленного дня и интернатных учреждениях, ежемесячные дни здоровья и спорта — все это при­звано обеспечить достаточную двигательную актив­ность школьников. Во внешкольное время основны­ми средствами физического воспитания являются:

утренняя зарядка, динамические паузы во время выполнения домашних заданий, спортивные игры на свежем воздухе во время прогулок (не менее 1,5 ч), занятия в спортивных секциях и клубах.

При организации физического воспитания необ­ходимо учитывать анатомо-физиологические особен­ности каждого возрастного периода и половые раз­личия, в противном случае занятия могут нанести вред здоровью ребенка, его физическому развитию.

Известно, что физические упражнения хорошо развивают и укрепляют весь опорно-двигательный аппарат ребенка. Регулярные и интенсивные занятия физическими упражнениями увеличивают поперечные размеры диафизов трубчатых костей, корковый слой кости становится толще, отмечается разрастание вы­ступов, гребней и бугров в местах прикрепления мышц. Это все благоприятные морфо-функциональ-ные изменения, способствующие укреплению костей.

Однако чрезмерная нагрузка, ускоряя процесс окос­тенения, может отрицательно повлиять на увеличение продольных размеров костей и тем самым явиться причиной замедления или преждевременного прекра­щения роста тела в длину.

В связи с этим существуют гигиенические нормы и рекомендации относительно возрастного ценза и ра­циональной организации учебно-тренировочного про­цесса (соблюдение принципа постепенности увеличе­ния нагрузок, чередование тренировок и отдыха, про­должительности отдыха и др.). Для детей 7-8 лет ре­комендуются регулярные тренировочные занятия только в тех видах спорта, которые преимуществен­но развивают ловкость (художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду). Теми же видами спорта, которые связаны с ускоренным развитием силы и выносливости (бокс, тяжелая атлетика и др.), можно начинать заниматься с 12-14 лет.

Позвоночник у детей длительное время сохраня­ет большую гибкость за счет высокой эластичности и относительно большой высоты межпозвоночных дис­ков. Большая гибкость сочетается с недостаточно развитой мускулатурой, поэтому позвоночник школь­ника очень податлив к искривлению. В связи с этим для детей недопустимо длительное одностороннее напряжение мышц. Напротив, требуется целенаправ­ленная тренировка мышц, разгибающих туловище, которые способствуют формированию правильной осанки.

Физические упражнения оказывают благоприят­ное влияние на мышечную ткань: в работающей мыш­це в 50-100 раз увеличивается количество капилля­ров, а также диаметр каждого капилляра. Следова­тельно, возрастает поступление в мышцы питатель­ных веществ, во много раз повышается обмен ве­ществ. Все это создает благоприятные условия для развития и укрепления мускулатуры. Особенно ин­тенсивное развитие мышечной ткани наблюдается в среднем школьном возрасте (11-15 лет), который совпадает с периодом полового созревания. В этот период характерно нарастание массы мышц и уве­личение мышечной силы. Однако силовые возмож­ности подростков определяются не столько абсо­лютными показателями мышечной силы, сколько от­ношением силы к весу тела. Если у мальчиков на­блюдается постоянная прямая корреляция силы по отношению к весу на протяжении всего школьного возраста, то у девочек — только в 12-14 лет. В связи с этим девочкам трудно даются упражнения, связан­ные с подъемом и удержанием собственного тела (упор, лазание, подтягивание), поэтому при физичес­ком воспитании в школе подобные виды упражнений для девочек следует ограничивать. Предпочтение не­обходимо отдавать общеразвивающим упражнениям для всех групп мышц, равномерно распределять на­грузку на мышцы туловища и конечностей, широко использовать упражнения, формирующие правиль­ную осанку, развивающие координацию движений.

В связи с особенностями развития сердечно-со­судистой системы в подростковом возрасте необхо­димо строго дозировать и постепенно увеличивать физическую нагрузку, силовые упражнения, упраж­нения на выносливость. У детей и подростков легко может возникнуть состояние перетренированности, сопровождающееся тахикардией, колющими болями в сердце, слабостью, быстрой утомляемостью, потли­востью, акинезией.

Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников осуществляет школьный врач. В начале каждого учебного года он дает индивидуаль­ное заключение о допуске школьника к занятиям физ­культурой в соответствующей группе. При этом учи­тываются следующие показатели:

1. Состояние здоровья (данные углубленных ме­дицинских осмотров, выявление отклонений в состо­янии здоровья, наличие хронических заболеваний).

2. Уровень физического развития.

3. Функциональная готовность организма (с ис­пользованием тестов, характеризующих функцио­нальное состояние важнейших систем организма).

4. Уровень физической подготовленности (подан­ным спортивного анамнеза, анализа успеваемости по физкультуре).

Всех школьников взависимости от перечисленных показателей врач распределяет на 3 группы физичес­кого воспитания — основную, подготовительную и специальную.

К занятиям в основной группе допускаются прак­тически здоровые школьники, имеющие среднее и выше среднего физическое развитие и достаточную физическую подготовленность. Дети основной груп­пы занимаются по учебным программам физическо­го воспитания в полном объеме, могут заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях, сдают нормы ГТО.

К занятиям в подготовительной группе допус­каются школьники без отклонений в состоянии здо­ровья или с незначительными отклонениями, ниже среднего физического развития (от М-1о до М-2о), без достаточной физической подготовки.

Занятия проводятся вместе с детьми основной группы, но при условии более постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требова­ния к организму: ограничиваются силовые упражне­ния, сокращается дистанция при беге и ходьбе на лыжах, уменьшается число повторений упражнений, более постепенно и длительно идет подготовка к сда­че нормативов.

Специальная группа предназначена для школь­ников, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенных для групповых занятий в школе. Занятия проводятся по специальным программам, физическую нагрузку для школьников этой группы следует определять, ис­ходя из диагноза заболевания и функциональных возможностей организма, т.е. необходимо придержи­ваться индивидуального подхода к этим детям и осу­ществлять систематический врачебный контроль. При­мерные показания для назначения специальной ме­дицинской группы:

1. Поражение мышцы сердца — реконвалесценты после перенесенного заболевания:

а) ревматический миокардит;

б) миокардиодистрофия инфекционно-токси-ческого происхождения.

2. Поражения клапанного аппарата сердца:

а) недостаточность митрального клапана;

б) стеноз митрального клапана;

в) поражение аортального клапана;

г) комбинированное поражение.

3. Кардиотонзиллярный синдром.

4. Хроническая пневмония.

5. Бронхиальная астма.

6. Хронический гастрит, энтерит, колит.

7. Язвенная болезнь.

8. Хронический нефрит, пиелонефрит.

9. Отставание в физическом развитии (ниже 2о).

10. Хронические заболевания верхних дыхатель­ных путей при частых обострениях.

11. Хронический отит с перфорацией барабанной перепонки при гнойных процессах.

12. Аномалии рефракции (7Д и более независи­мо от остроты зрения).

Включение школьника в ту или иную группу носит временный характер. В зависимости от изменений в состоянии здоровья, качества приобретенной физи­ческой подготовленности возможен перевод из более слабой группы в более сильную и наоборот.

Полное освобождение от занятий физкультурой может быть только временным при острых заболева­ниях, в период выздоровления, при обострениях хро­нических заболеваний, после оперативных вмеша­тельств, при явлениях переутомления и перетрениров­ки. После перенесенных заболеваний, операций и травм учащиеся временно освобождаются от физ­культурных занятий и спортивных тренировок, так как клиническое выздоровление не всегда совпадает с полным функциональным восстановлением организ­ма. Примерные сроки возобновления занятий физ­культурой после некоторых острых заболеваний представлены в таблице.

В задачи врача школы входит также оценка оздо­ровительного эффекта, правильности построения за­нятий физической культурой и качества приспособи-тельных реакций организма. Эти данные можно по­лучить в ходеврачебно-педагогического наблюде­ния в процессе занятий.

При гигиенической оценке урока физкультуры рекомендуется использовать показатели общей плотности урока (отношение полезного времени к общей продолжительности занятий, выраженное в %), а также моторную плотность (время выполне­ния движений в % от общей продолжительности за­нятия). Нормативные значения данных показателей составляют, соответственно, 80-90% и 60-85%.

Кроме того, обязательный элемент врачебного наблюдения — оценка построения урока физкульту­ры. В структуре урока должны четко выделяться 3 части: подготовительная (разминка), основная (пери­од максимальной нагрузки), заключительная (восста­новительная).

Для контроля за соответствием предлагаемой фи­зической нагрузки анатомо-физиологическим особен­ностям детского организма целесообразно использовать показатели пульса в динамике урока. Частота пуль­са определяется за 10-секундный интервал перед за­нятием, после каждой структурной части занятия и в течение 3-5 мин восстановительного периода после урока. На основании полученных данных строится "фи­зиологическая кривая нагрузки". При этом по горизон­тали откладывают в масштабе времени структурные части занятия, а по вертикали — показатели частоты пульса. При рациональном распределении физической нагрузки во время урока "физиологическая кривая" постепенно повышается от вводной части к основной (на 80-100% от исходной величины) и снижается во время заключительной части. Средняя частота пульса во время основной части урока физкультуры состав­ляет 130-140 уд./мин, достигая 160-180 при выполне­нии наиболее интенсивных упражнений (на графике — несколько высоких зубцов). В случае резкого учаще­ния пульса в основной части урока и отсутствия выра­женной тенденции к снижению "физиологической кри­вой" в конце урока следует сделать заключение о чрез­мерности нагрузки.

Визуальное наблюдение за переносимостью на­грузок дает возможность врачу судить о степени утом­ления школьников по внешним признакам:

При небольшой степени утомления отмечается незначительное покраснение кожи, учащённое дыха­ние, движения не нарушены, жалобы отсутствуют.

Средняя степень утомления характеризуется значительным покраснением кожи, учащением дыха­ния, появлением неуверенных, нечетких движений, не­точного выполнения заданий, жалобами на чувство ус­талости.

Недопустимая степень утомления (переутом­ление) сопровождается резким покраснением или побледнением кожи (может быть синюшность кожных покровов), резко учащенным, поверхностным, беспо­рядочным дыханием вплоть до одышки. Отмечается резкое покачивание, нарушение координации движений, жалобы на резкую усталость, боль в но­гах, головокружение, жжение в груди, чувство тош­ноты, возможна рвота. В подобных случаях необхо­димо изменение режима занятий в сторону снижения физических нагрузок, достаточный отдых, проведе­ние углубленного клинического исследования, а в случае переутомления — временное отстранение от занятий физкультурой, наблюдение, проведение ле­чебных мероприятий.

В практике врачебного контроля широко используются функциональные пробы сердечно-сосудистой системы с дозированной физической нагрузкой, пробы с переменой положения тела и задержкой ды­хания. При допуске к сдаче норм ГТО следует обяза­тельно определять функциональную готовность школь­ников.

Проба с дозированной мышечной нагрузкой (Мартинэ-Кушелевского) проводится следующим об­разом: у исследуемого определяют'частоту пульса, дыхания и величину АД в положении сидя. Затем об­следованный выполняет дозированную физическую нагрузку (20 полных приседаний за 30 с), после чего производят те же исследования сразу после нагруз­ки и до восстановления исходной частоты пульса (в течение 1-3 мин).

Важным показателем при оценке реакции на до­зированную мышечную нагрузку является степень изменения частоты сердечных сокращений, дыхания и показателей АД тотчас же после нагрузки, а также длительность восстановительного периода (время возвращения показателей к исходным величинам). Нормотонический тип реакции на нагрузку выража­ется учащением пульса на 25-50% ( по отношению к исходной величине), дыхания (на 4-6 дыханий/мин), увеличением систолического АД (на 15 Мм рт. ст.), от­сутствием изменений или снижением диастолического АД (на 5-10 мм рт. ст.). Все показатели через 2-3 мин возвращаются к исходным величинам. Общее самочув­ствие ребенка остается хорошим. Различные отклоне­ния от нормотоничекого типа реакции обозначаются какатипичные (астеническая, гипертоническая, дисто-ническая и др.) и свидетельствует о функциональной недостаточности сердечно-сосудистой системы.