Обратная сила закона

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц.

Нормативные акты во времени начинают действовать с момента вступления их в законную силу

- с момента принятия акта правотворческим органом

- после истечения установленного законом срока после его опубликования

- конкретная дата указывается в акте

-поэтапно

-с появлением условий на котором он был рассчитан.

Акт утрачивает силу:

- по истечении срока действия акта

- в связи с изданием нового акта. Заменившего ранее действовавшего акт.

- на основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

По общему правилу закон обратного силы не имеет, исключение составляет уголовный закон, и закон об административной ответственности которые имеют обратную силу в следующих случаях.

- если это устанавливается самим законом

- если закон смягчает наказание

- если закон устраняет наказуемость деяния.

В пространстве пределы действия нормативных актов определятся территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорий, указанной в самом законодательном акте.

В этой связи выделяются следующие разновидности территориального принципа.

- общие (действие норма права на всю территорию страны)

-локальные ( действие нормы права на отдельную территорию государства-района Крайнего Севера, особая экономическая зона)

Экстерриториальный принцип

Экстерриториальное распространение норм означает возможность государства осуществлять контроль над участниками и деятельностью вне территории собственного государства. Экстерриториальное применение норм может позволят применять законы к лицам и деятельности за границей или к спорам с иностранным элементом.

По кругу лиц нормативный акт распространяет своё действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношение официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

Тема №10 правотворчество

1.Понятие основные принцыпы и виды правотворческой деятельности.

Правотворчество представляет собой составную часть более широкого процесса правообразования.

Правообразование – это относительно длительный процесс формирования и оформление юр нормы. Он начинается с анализа ситуации в обществе, осознания необходимости её урегулирования и заканчивается разработкой и принятием юр нормы.

Прежде всего, необходимо определить круг факторов, способствующих и, наоборот, препятсвующих подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права, следует выделить в первую очередь материальные, политические, социальные.

Правотворчество – властная, правовая деятельность, прежде всего гос органов по принятию, изменению и отмене юр норм.

Главное назначение правотворчества установление новых правовых норм, а так же отмена либо совершенствования старых путем внесения в них изменений и дополнений.

Субъектами этой деятельности выступают гос органы, негосударственные структуры , наделенные соответствующеми полномочиями, а так же народ при принятии законов на референдуме.

Признаки правотворчества

- осуществляться государством непосредственно либо с его предварительного разрешения а также гражданским обществом и его субъектами.

-заключается в создании новых форм права либо в измене или отмене действующих норм.

-получает завершение в письменном акте-документе который называется нормативно-правовой акт

-происходит в соответствии с правовым регламентом т.е. процедурой которые устанавливаются правовыми нормами.

-Именно конкретно-целевую и организационную направленность

Принципы правотворчества-это основополагающие идеи. Руководящие начало исходные положения деятельности, связанной с принятием отменой или с заменой юр норм:

-гуманизм (формирование нормативно-правовых актов на основе общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека)

-демократизм (выражение в нем воли народа, непосредственное или через представителей участие народа в разработке и принятие нормативно-правовых актов)

-научность (эффективное использование достижений юр и других наук при составлении проектов нормативных актов)

-гласность (означает открытость правотворческого процесса для широкой общительности информирование о них населения)

-профессионализм (занимаются компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и др)

-оперативность (своевременное издание нормативных актов)

-тщательность подготовки проектов.

-техническое совершенство принимаемых актов.