Обратная сила закона
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативных правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц.
Нормативные акты во времени начинают действовать с момента вступления их в законную силу
- с момента принятия акта правотворческим органом
- после истечения установленного законом срока после его опубликования
- конкретная дата указывается в акте
-поэтапно
-с появлением условий на котором он был рассчитан.
Акт утрачивает силу:
- по истечении срока действия акта
- в связи с изданием нового акта. Заменившего ранее действовавшего акт.
- на основании прямого указания компетентного органа о его отмене.
По общему правилу закон обратного силы не имеет, исключение составляет уголовный закон, и закон об административной ответственности которые имеют обратную силу в следующих случаях.
- если это устанавливается самим законом
- если закон смягчает наказание
- если закон устраняет наказуемость деяния.
В пространстве пределы действия нормативных актов определятся территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорий, указанной в самом законодательном акте.
В этой связи выделяются следующие разновидности территориального принципа.
- общие (действие норма права на всю территорию страны)
-локальные ( действие нормы права на отдельную территорию государства-района Крайнего Севера, особая экономическая зона)
Экстерриториальный принцип
Экстерриториальное распространение норм означает возможность государства осуществлять контроль над участниками и деятельностью вне территории собственного государства. Экстерриториальное применение норм может позволят применять законы к лицам и деятельности за границей или к спорам с иностранным элементом.
По кругу лиц нормативный акт распространяет своё действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношение официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.
Тема №10 правотворчество
1.Понятие основные принцыпы и виды правотворческой деятельности.
Правотворчество представляет собой составную часть более широкого процесса правообразования.
Правообразование – это относительно длительный процесс формирования и оформление юр нормы. Он начинается с анализа ситуации в обществе, осознания необходимости её урегулирования и заканчивается разработкой и принятием юр нормы.
Прежде всего, необходимо определить круг факторов, способствующих и, наоборот, препятсвующих подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права, следует выделить в первую очередь материальные, политические, социальные.
Правотворчество – властная, правовая деятельность, прежде всего гос органов по принятию, изменению и отмене юр норм.
Главное назначение правотворчества установление новых правовых норм, а так же отмена либо совершенствования старых путем внесения в них изменений и дополнений.
Субъектами этой деятельности выступают гос органы, негосударственные структуры , наделенные соответствующеми полномочиями, а так же народ при принятии законов на референдуме.
Признаки правотворчества
- осуществляться государством непосредственно либо с его предварительного разрешения а также гражданским обществом и его субъектами.
-заключается в создании новых форм права либо в измене или отмене действующих норм.
-получает завершение в письменном акте-документе который называется нормативно-правовой акт
-происходит в соответствии с правовым регламентом т.е. процедурой которые устанавливаются правовыми нормами.
-Именно конкретно-целевую и организационную направленность
Принципы правотворчества-это основополагающие идеи. Руководящие начало исходные положения деятельности, связанной с принятием отменой или с заменой юр норм:
-гуманизм (формирование нормативно-правовых актов на основе общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека)
-демократизм (выражение в нем воли народа, непосредственное или через представителей участие народа в разработке и принятие нормативно-правовых актов)
-научность (эффективное использование достижений юр и других наук при составлении проектов нормативных актов)
-гласность (означает открытость правотворческого процесса для широкой общительности информирование о них населения)
-профессионализм (занимаются компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и др)
-оперативность (своевременное издание нормативных актов)
-тщательность подготовки проектов.
-техническое совершенство принимаемых актов.