Вопрос 14. Геодезические опорные сети специального назначения

Наряду с государственной геодезической сетью для решения некоторых ведомственных задач могут создаваться геодезические опорные сети специального назначения. Обычно это сети повышенной точности и специальной формы. Примером может служить создаваемая с 1998 г. для МПС реперная система контроля положения пути в профиле и в плане. Эта сеть создается на линиях со скоростным движением первоначально на участках капитального и усиленного среднего ремонта.

Назначение реперной системы – контроль геометрических параметров железнодорожного пути, контактной сети, искусственных и других сооружений при их проектировании, строительстве, реконструкции, ремонтах и эксплуатации. Реперная система при работе выправочных машин должна обеспечить постановку пути в проектное положение, снизить затраты на эксплуатацию пути, добиться плавности хода подвижного состава при высоких скоростях, предотвратить преждевременное расстройство колеи.

Реперная система железнодорожной линии подразделяется на опорную геодезическую сеть (ОГС) и рабочую сеть (РС).

ОГС состоит из главных и промежуточных пунктов. Главные пункты располагаются попарно через 500...1000 м с расстоянием между парами 5...10 км, промежуточные через 250...500 м. Пункты располагаются в полосе отвода железной дороги и закрепляются грунтовыми центрами по типу центров пунктов государственной геодезической сети. Исходными для построения ОГС должны служить пункты государственной геодезической сети 1 и 2 классов и реперы государственной нивелирной сети I и II классов.

Реперы рабочей сети закладываются через 100...140 м на прямых и через 50...70 м на кривых непосредственно в земляном полотне дороги, массивных металлических и бетонных конструкциях, а также в опорах контактной сети (ОКС). Таким образом, на кривых участках пути рабочие реперы будут расположены на каждой ОКС, на прямых – через одну ОКС. Рабочие реперы закладываются так, чтобы обеспечивалась возможность измерений до головки рельса с помощью простейших инструментов (рейки, рулетки, шаблона), возможность установки на репере датчиков для автоматического считывания характеристик геометрии пути, возможность наблюдений за состоянием и деформациями земляного полотна и других сооружений транспорта.

Средние квадратические погрешности взаимного положения соседних пунктов реперной системы не должны превышать:

– для рядовых пунктов ОГС 8 мм в плане и 5 мм по высоте,

– для рабочих реперов 5 мм в плане и 3 мм по высоте.

Для обеспечения этих нормативов потребуется выполнять массовые высокоточные геодезические измерения с помощью спутниковых систем, электронных тахеометров, точных нивелиров.