Оценки деятельности Петра

Реформы Петра их содержание и последствия

Прежде всего, следует подчеркнуть, что реформы Петра I представляют собой огромный массив правительственных мероприятий, осуществлявшихся без четко выработанной программы и обусловленных как насущными, нередко сиюминутными потребностями государства, ведущего тяжелую войну, так и личными пристрастиями монарха. Первые преобразования коснулись вооруженных сил страны.

В 1696 г. Воронеже началось строительство российского флота. После подавления стрелецкого восстания в 1698 г. и ликвидации стрелецкого войска Петр, стал создавать регулярные войска. К концу царствования Петра I русская регулярная армия насчитывала около 200 тысяч человек. Завоевав берега Финского залива, Россия начала активно строить свой балтийский флот. На армию и флот к концу правления Петра I уходило около двух третей государственного бюджета.

В 1708г. в России началась территориально-административная реформа. Территория страны была поделена на 8 губерний. Во главе их были поставлены губернаторы.

С 1719 г. губернии были разделены на 47 провинций, которые в свою очередь делились на дистрикты. Под руководством губернаторов создавался разветвленный административно- бюрократический аппарат, требовавший немалых дополнительных денег. В 1711г. по приказу Петра был создан Сенат, ставший высшим органом по делам законодательства и управления. В 1718 г. приказная система государственного управления была заменена коллегиями, которые были организованы по отраслевому принципу.

Стремясь создать государство, основанное на принципе всеобщей регламентации, Петр ввел в 1722 г. «Табель о рангах», разделивший всех служащих государства на три ряда, которые, в свою очередь, делились на 14 рангов, или классов, которые охватывали армию и флот, придворные и гражданские чины. Постоянная потребность в деньгах, привела к изменению основ налогообложения - вместо подворного обложения при Петре в 1724 г. была введена подушная подать.

Важной заслугой Петра явились меры, принятые им в области просвещения – организация светских школ, создание первой российской газеты «Ведомости», введение гражданского шрифта и нового летоисчисления.

В 1724 г. Петр подписал указ об основании Академии наук.

 

Личность Петра I всегда привлекала внимание исследователей. Его деятельность и преобразования никого не оставляли равнодушными. Историки XVIII века (В.Н.Татищев, П.И.Шафиров, И.И.Голиков и др.) видели в Петре идеального монарха в духе просвещенного абсолютизма.

А. С. Пушкин обращал внимание на глубокое противоречие между общегосударственными и повседневными указами Петра. Он отмечал его положительные качества, и одновременно указывал на присущие Петру деспотические черты и склонность к насилию.

Высокую оценку получила деятельность Петра в работах С.М.Соловьева, который называл Петра «величайшим историческим Деятелем», наиболее полно воплотившим дух народа. В.О.Ключевский, оценивая Петра I, отмечал, что «самая программа Петра была начертана людьми XVII в.», однако сами реформы Петра направлялись условиями его времени, до него не действовавшими, часто созданными им самим». Петровская программа преобразований, отмечал Ключевский, заключалась не в заветах, не в преданиях, а в государственных нуждах, неотложных и всем очевидных.

Советские историки, оценивали Петра, как выдающегося государственного деятеля, указывая, однако на то, что строительство новой России сопровождалось усилением крепостничества и обострением классовой борьбы. Вместе с тем, существует и другое направление историографии, в рамках которой деятельность Петра оценивается прямо с противоположных позиций.

Начало этой традиции идет от работ М.М.Щербатова и Н.М.Карамзина, которые обвиняли Петра в «ужасах Самовластия» и нарушении традиций.

Оценивая Петра, А.И.Герцен писал: «цивилизатор с кнутом в руке, с кнутом же в руке преследующий всякое просвещение, охраняющий традиции, ломающий традиции…». Уничтожающая критика деяний Петра прозвучала со стороны П.Н.Милюкова, который отмечал, что Россия была возведена в ранг европейской державы «ценой разорения страны». И.Л. Солоневич отмечал, что петровская реформа разделила Русь на две части: первая – дворянство и вторая – все остальные».

В одном из современных учебников отмечается, что сущность петровских преобразований в том, что они представляли собой классический пример радикальных реформ, проведенных государством сверху, без участия и скорее даже при сопротивлении широких слоев общества.

Глоссарий:

 

Сенат – высший государственный орган. Утвержден указом Петра I 22 февраля 1711 г., являлся высшим органом по делам законодательства и управления. Упразднен в 1917 году.

Коллегии – центральные учреждения в России, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Вводились постепенно. Первая коллегия начала работать в 1715 г. Коллегиальная система заменила существовавшую в России с конца XV в. приказную систему.

«Табель о рангах» - закон, принятый в 1722 г., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Согласно «табели» все должности были разбиты на три ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные.

Подушная подать – основной прямой налог в XVIII – XIX вв. в России. Был введен Петром I вместо подворного обложения.

Контрольные вопросы:

1. Какие причины заставляли России искать выход к морям?

2. Чем можно объяснить поражение русских войск в период первого Азовского похода?

3. Какое сражение Северной войны можно считать кульминационным? Когда и где оно произошло?

4. Какой наиболее главный фактор определял содержание петровских реформ их приоритеты и направленность?

5. Какие причины заставили Петра I пойти на замену приказов коллегиями?