Порядок выплаты страхового возмещения

Договор морского страхования грузов на условиях группы А обеспечивает страхователю все возможные риски гибели или повреждения застрахованного груза, за исключением особых случаев, оговоренных в договоре. Данные исключения схожи с исключениями при страховании судна

Варианты страхового покрытия

Страхование «карго» является обязанностью грузовладельца. Основными условиями страхования «карго» являются, согласно «Оговорок института Лондонских страховщиков», следующие:

- группа «А» - страхование с ответственностью за все риски;

- группа «Б» - страхование с ответственностью за частную аварию;

- группа «В» страхование без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

А именно не возмещаются убытки, происшедшие вследствие умысла или грубой неосторожности страхователя, убытки, которые явились следствием немореходности судна; убытки, происшедшие вследствие износа груза; убытки от потери фрахта; убытки, произошедшие вследствие военных действий, народных волнений, трудовых конфликтов. Кроме этого не возмещаются убытки, произошедшие вследствие недостаточной упаковки груза, а также внутренних свойств и дефектов.

В условии группы В страховыми случаями являются:

- пожар или взрыв:

- посадка судна на мель, опрокидывание, повлекшее за собой гибель груза;

- столкновение судна с любым объектом;

- землетрясение, извержение вулкана, удар молнии;

- общая авария;

- протечка воды в судно.

Договор морского страхования на условиях группы В и С имеет список исключений, идентичный условиям страхования А.

Разница между условиями С и В состоит в том, что объем страхового покрытия для условий С меньше. Условия С не предусматривают страховое покрытие за поврежденный груз в результате землетрясений, вулканического извержения, или удара молнии, а также протечки воды в судно.

Выплата возмещения происходит в соответствии с условиями договора страхования груза. Для выплаты делается заявление в письменной форме – заявленная претензия.

Юридический факт страхового случая доказывается документально заявленным морским протестом, выпиской из судового журнала судна, аварийным сертификатом, и пр. с указанием конкретных обстоятельств времени и места страхового случая.

Размер заявленной претензии доказывается актом осмотра поврежденного груза аварийным комиссаром, который назначается от имени морского страховщика. Совместно с аварийным комиссаром может работать представитель страхователя. Результатом их работы является составление аварийного сертификата. Аварийный сертификат помимо общих реквизитов должен также содержать:

- условия перевозки груза на судне:

- реквизиты коносаменты и содержащиеся в нем оговорки;

- место осмотра застрахованного груза;

- меры, принятые грузовладельцем от дальнейшей порчи;

- наружное состояние груза после его доставки на осмотр;

- описание ущерба (характер,причины, натуральный и стоимостной размер).

Основанием для выплаты полной (100%) страховой суммы по морскому договору груза служит признание факта пропажи судна без вести.

Принято различать полную конструктивную и полную фактическую гибель груза. При конструктивной гибели подтверждается факт экономической нецелесообразности приведение груза в первоначальное состояние. Данный факт служит основанием для заявления абандона страховщиком.