Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. М.,1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

 

Дополнительная литература

Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1 ,2. М.,2002 г.

Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2007 г.

 

Во второй половине 30-х гг. продолжалось усиление административных правоотношений и сужение гражданского оборота. В 1935 г. руководителям предприятий запрещалась передача основных фондов иным юридическим лицам за деньги. Данные действия могли приниматься только по решению СНК. Вводилась система типовых договоров, утверждаемых СНК. Хозяйственная деятельность предприятий полностью регулировалась плановым заданием, оборотными средствами распоряжались вышестоящие органы.

Гражданское законодательство 20-30-х гг. последовательно выполняло задачу сосредоточения в руках государства важнейших хозяйственных функций, а затем максимальной централизации производства.

Колхозное право

Зародилось с началом коллективизации, преследовало целью ввести в нормативные рамки деятельность колхозов, погасить недовольство крестьянства.

Источником права явился примерный устав сельхозартелей, утвержденный ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г., а затем и в "Уставе сельхозартелей", одобренном II съездом колхозников-ударников и утвержденным ЦИК и СНК СССР в 1935 г.

Устав закреплял использование земель как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Сохранение приусадебных участков было большой победой крестьян.

Оплата труда производилась на основе выработки трудодней и не была гарантирована. Среди крестьян это называлось работать за "палочки".

Земли колхозов закреплялись за ними в бессрочное пользование, однако это право ограничивалось лишь правом пользования и владения.

Аграрное законодательство в целом служило созданию и закреплению принудительного изъятия с/х продуктов из деревни. Крестьянство в основном существовало за счет приусадебных хозяйств.

Семейное право

19 ноября 1926 г. ВЦИК РСФСР принял новый кодекс о браке и семье. В отличие от КоБС 1918 г. новый кодекс приравнивал фактический брак к зарегистрированному. Фактический брак устанавливался судом, зарегистрированный - по предъявлению свидетельства о браке.

Кодекс устанавливал общность имущества, нажитого супругами за время брака, и права на алименты на несовершеннолетних детей в случае развода.

Был установлен единый для мужчин и женщин брачный возраст-18 лет. Был отменен судебный порядок развода - эту процедуру во всех случаях осуществляли органы ЗАГС. Однако споры о взыскании алиментов разрешались судом.

Был восстановлен, ранее отмененный порядок усыновления.

Трудовое право

Переход к НЭПу в начале 20-х гг. обуславливал изменение трудового законодательства. В условиях безработицы была отменена всеобщая трудовая повинность.

В 1921 г. Декрет СНК РСФСР отменил чрезвычайные повинности - топливную, гужевую, трудовые мобилизации и др.

С 19 мая 1921 г. Постановлением СНК вводится облегченный порядок при переходе с одного предприятия на другое.

Развитие трудового права в 30-е гг. отражало общую тенденцию централизации и использовало главным образом меры внеэкономической эксплуатации, проводившееся в жизнь административно-командными методами.

В связи с образованием Союза ССР законодательство о воинских преступлениях стало развиваться как общесоюзное. Первым общесоюзным военно-уголовным законом явилось положение о воинских преступлениях, утвержденное ЦИК 31 октября 1924 г., которое в основных чертах повторяло редакцию соответствующей главы УК, но имело уже не республиканское, а общесоюзное применение.

В июле 1927 г. ЦИК и СНК СССР утвердили новое положение о воинских преступлениях, которое состояло из 31 статьи. В него были включены такие составы воинских преступлений, как:

* уклонение от несения обязанностей военной службы под предлогом религиозных или иных убеждений;

* оскорбление военнослужащим другого военнослужащего при отсутствии между ними отношений подчиненности и старшинства, если хотя бы один из них находился при исполнении обязанностей военной службы;

* нарушение лицом, входящим в суточный наряд уставных правил внутренней службы.

С принятием Положения о воинских преступлениях 1927 г. уголовно-правовая охрана порядка несения воинской службы стала более полной и логически стройной.

Установление авторитарного режима в стране и централизация управления породили начавшуюся с конца 20-х гг. тенденцию к усилению уголовных репрессий с целью всемерного укрепления социалистической собственности и порядка управления.

Допускалось широкое толкование понятие "измена Родине". Признанные виновными карались высшей мерой наказания - расстрелом, конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества. Данный закон предусматривал, что если заочно приговоренному военнослужащему удавалось скрыться, то члены его семьи карались решением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Совместно проживающие члены семьи изменника подлежали высылке с поражением прав сроком до 5 лет.

Положения Закона от 8 июня 1934 г. были включены в республиканские УК (УК РСФСР ст. 581а-581г).

Постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г., приуроченным ко дню убийства С.М. Кирова устанавливался особый порядок рассмотрения дел о терактах и террористических организациях. Слабые процессуальные гарантии были свернуты. Срок следствия ограничивался 10 днями, обвинительное заключение выдавалось (если выдавалось вообще) за сутки. Процесс проходил без участия сторон. Приговор обжалованию не подлежал, а приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Обвинения в подготовке терактов и участии в террористических организациях были частыми и излюбленными в ходе сталинских репрессий.

В ноябре 1929 г. ЦИК СССР принял Постановление об объявлении вне закона советских граждан оставшихся за рубежом. Объявление вне закона влекло за собой расстрел в течении 24 часов с момента установления личности и конфискацию имущества. Этот закон имел обратную силу. 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной собственности. Закон рассматривал социалистическую собственность в качестве священной и неприкосновенной, и устанавливал, что лица, покушающиеся на нее, рассматривались в качестве врагов народа. Размер хищений принципиального значения не имел. Этот закон получил название у колхозников "закон о колосках". Голод и бесплатный труд толкали крестьян на мелкие хищения продовольствия. Для того чтобы быть ссужденным по этому закону, достаточно было собрать несколько колосков с убранного колхозного поля.

Только поэтому закону было осуждено свыше миллиона колхозников, из которых даже сталинская судебная машина в 1938 г. половину признала как необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.

Действие этого закона при смягчающих обстоятельствах наказывалось лишением свободы на срок не ниже 10 лет и конфискацией имущества.

Впоследствии действие этого закона было расширено. 2 октября 1937 г. Постановлением ЦИК СССР по особо опасным государственным преступлениям (диверсия, в т.ч. и подготовка, шпионаж) максимальный срок лишения свободы увеличивался с 10 до 25 лет.

В 1935 г. минимальный возраст, с которого могла наступать уголовная ответственность, был снижен с 14 до 12 лет. С 1940 г. все виновные в мелких кражах на предприятиях карались лишением свободы на срок не менее 1 года. Была введена уголовная ответственность за дисциплинарные проступки.

В военно-уголовном законодательстве была введена уголовная ответственность за самовольную отлучку сроком свыше 2 часов.

Уголовный процесс

Уголовный процесс в 30-е гг. носил чисто символический характер и сводился к нулю действием различных внесудебных органов: особого совещания при НКВД, различных троек на местах.

За период с конца 20-х гг., до начала 40-х гг. к различным видам уголовной ответственности только по РСФСР было привлечено свыше 30 млн. чел. (1/4 часть населения). Подавляющая часть осужденных являлась крайне дешевой рабочей силой в системе ГУЛАГа, представляя собой многочисленный ведущий отряд строителей социализма. Эта дешевая рабочая сила трудилась на строительстве большинства народно-хозяйственных объектов.

Таким образом, фундамент индустриализации обернулся насильственной криминализацией всей страны. Право защищало прежде всего не интересы человека, а интересы государства.

 

Развитие права в военные годы

Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.

Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными в действующую армию, сохранялась жилая площадь, квартирная плата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы.

Особый жилищно-правовой статус имели лица эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти.

При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:

* эвакуация должна быть документально оформлена;

* квартирная плата должна своевременно вносится;

* лица, проживающие ранее, должна быть выселены.

Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название "О наследниках по закону и по завещанию". Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

Были установлены следующие очереди:

* дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь,

* трудоспособные родители,

* братья и сестры.

Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество 1 или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам.

При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

Семейное право

В годы Великой Отечественной войны всемирно заботились о здоровье женщин и детей. Так Указ от 8 июня 1944 года увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Были установлены почетное звание "Мать-героиня" и установлена медаль "За материнство".

Принципиальные изменения касались бракоразводного процесса. Только зарегистрированный в установленном порядке брак порождал права и обязанности супругов.

Фактические брачные отношения перестали иметь значение юридического факта. Был установлен судебный порядок развода. При подаче заявления о расторжении брака, дела о расторжении брака обязательно публиковались в газете. Дело рассматривалось публично с привлечением свидетелей. Были приняты меры по повышению рождаемости. Пособие одиноким матерям устанавливалось в следующих размерах: 100 рублей на одного ребенка, 150 рублей на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более детей.

Трудовое право

Указ от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для выполнения различных оборонных работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, женщины - в возрасте от 16 до 50 лет. Были разрешены сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Дополнительные отпуска предоставлялись только подросткам в возрасте до 16 лет. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пении.

Уголовное право

Война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия.

В уголовном праве широко применялся закон от 7 августа 1937 года при квалификации хищений как государственного, так и личного имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В уголовном порядке наказывалось нарушение правил Противовоздушной обороны.

Лица, которые уклонялись от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

Уголовный процесс. Положение о военных трибуналах установило новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые обладали данной компетенцией. Были сокращены сроки следствия по отдельным категориям уголовных дел.

Развитие права в послевоенные годы

Гражданское право

В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года - договор, признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами. Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов. Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности как в городе, так и вне его, количеством от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м."

Трудовое право

Указ от 30 июня 1945 года установил дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день. В феврале 1947 года - восстановлена система коллективных договоров.

Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановлением ВЦСПС от 21 июня 1947 года не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкция министерства здравоохранения от 21 июня 1949 года на предприятиях должен производится обязательный медицинский осмотр на предприятиях с вредными условиями труда. 08.02.1951 года президиум ВЦСПС созданы общественные комиссии охраны труда при ФЗМК. Указом от 19.05.49 г. женщинам, имеющих детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

Уголовное право

В уголовном праве в послевоенные годы проявляются гуманистические тенденции. 07.07.45 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в связи с победой над гитлеровской Германией. От отбытия наказания освобождались осужденные, срок наказания которых не составлял 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину.

Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.

Указ от 27 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением на 25 лет. Смертная казнь применялась лишь к шпионам, изменникам Родины, диверсантам.

Указ от 4 апреля 1947 года установил повышенную уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества: кража, присвоение, растрата, иное хищение каралось заключением на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. По указу также устанавливалась ответственность за недонесение о готовящемся преступлении.

Трудовое право

В послевоенные годы большое внимание оказывалось охране труда женщин и подростков. 13 декабря 1956 года СНК было принято постановление "Об усилении охраны труда подростков". Был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В порядке исключения с разрешения родителей на работу могли быть приняты подростки в возрасте 15 лет. 10 марта 1956 года Президиум Верховного Совета принял указ о сокращенной продолжительности рабочего дня в предвыходные и выходные дни. Продолжительность рабочего дня составляла 6 часов. 25 апреля 1956 года выходит указ "Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительной причины".

Для решения трудовых споров между предприятиями, внутри предприятий, предприятия и рабочего были созданы трудовые комиссии.

Было утверждено положение "О порядке рассмотрения трудовых споров". В связи с ходатайствами граждан 30 апреля 1956 года Президиум Верховного Совета принял указ "Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство", указ в отношении шпионов, диверсантов распространил свое действие на лиц, совершивших уголовное деяние. За период Великой Отечественной войны погибли, умерли, попали без вести 421 генерал и адмирал.

Согласно сообщению чрезвычайной государственной комиссии о разрушениях города Смоленска и злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками - из 8000 домов было сожжено 7300 домов. Уничтожено 96 фабрик и заводов, взорвано 194 км. железнодорожных путей.

Особый интерес со стороны права составляет вопрос о жертвах Великой Отечественной войны. По далеко неполным данным с временно оккупированной территории Советского Союза было насильно угнано в Германию 4794 087 так называемых "остарбайцев". По официальным данным на Родину возвратилось 5 352 963 человека: военнопленных и интернированных. Труд советских граждан в фашистской неволе был безвозмездным, работали по 14-18 часов в сутки. Какой-либо компенсации за свой труд в Германии никто из них не получил. Это явление является грубейшим нарушением Гаагской конвенции о защите жертв войны, заключенной 1907 году, и Женевской конвенции о содержании военнопленных от 27 июля 1929 года (раздел о труде), действовавших в то время и ратифицированных Германией. Согласно названным конвенциям военнопленным и интернированным, как субъектам международного права гарантируется права на справедливое вознаграждение за свой труд. Оплата труда должна быть такой же, как и труда гражданских рабочих той местности, где они работают. Денежные вознаграждения должны быть выплачены им перед репатриацией. В случае смерти вознаграждение пересылается родственникам, законным наследникам.

В СССР труд военнопленных также использовался. Однако их использование и продовольственное обеспечение существенно отличалось от положения, в котором находились советские военнопленные в фашистской неволе. В среднем в сутки на одного военнопленного приходилось 600 граммов хлеба, 40 граммов мяса, 120 граммов рыбы.

За каждого военнопленного выдавались его заработанные деньги за вычетом денег на его содержание.

Таким образом, компенсация за трудовое использование в Советском Союзе была произведена.

Судьба советских военнопленных, вернувшихся из плена, сложилась не лучшим образом: часть из них отправили к месту жительства, другие были незаконно репрессированы.

После репатриации советских граждан из Германии Советское правительство приняло ряд мер по оказанию им помощи в устройстве на работу, приобретению жилья и необходимого имущества. В частности, только по постановлению СНК СССР N 478-136 от 14 марта 1945 года на расходы по приему и устройству советских граждан, репатриированных из Германии, на 1945 год было утверждено по союзному бюджету 270 млн. рублей и по республиканскому - 39 млн. 580 тыс. рублей, а на саму репатриацию по состоянию на 1 марта 1946 года израсходовано 1 094 554 116 рублей.

Репатриированным советским военнопленным и интернированным по прибытии на место постоянного жительства выдавались долгосрочные ссуды в сумме 5-10 тыс. рублей.

Бывшие военнопленные имели такие же льготы, как и демобилизованные войны Красной Армии.

Многие из побывавших в фашистской неволе советских граждан, так и не получили должной компенсации за все страдания и тяжелый труд ни от Германии, ни от Советского правительства. В современных условиях их материальное положение еще более усугублялось. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии советских, граждан сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг." Учитывая, прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и, руководствуясь принципом гуманности, Президиум признал необходимым применить амнистию в отношении советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами. Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Освободить из мест лишения свободы лиц, осужденных на срок до 10 лет за пособничество врагу, за преступления, предусмотренные статьями 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 Уголовного Кодекса РСФСР.

2. Сократить на половину назначенное судом наказание осужденным на срок свыше 10 лет за преступления, перечисленные статьей 1 настоящего указа.

3. Освободить из мест заключения независимо от срока наказания лиц, осужденных на срок свыше 10 лет, лиц, осужденных за службу в немецкой армии, полиции, специальных немецких формированиях.

4. Не применять амнистии к лицам, к карателям, осужденным за убийства и истязания советских граждан.

5. Прекратить производство всех следственных дел и дела, не рассмотренные судами о преступлениях, совершенных в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предусмотренных статьями 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 УК РСФСР, указанных в статье 4 указа.

6. Снять судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании данного указа.

7. Освободить от ответственности советских граждан, находящихся за границей, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сдались в плен врагу и служили в немецкой армии, полиции, специальных немецких формированиях. Явку с повинной рассматривали как смягчающее вину обстоятельство.

Совету Министров СССР принять меры к облегчению въезда в СССР советским гражданам, находящимся за границей, а так же членам их семей, независимо от гражданства, и их трудоустройству в Советском Союзе.

Право в послевоенные годы получило свое дальнейшее развитие. Получили свое развитие такие отрасли, как гражданское, уголовное, семейное, колхозное право и многие другие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины принятия Конституции СССР 1936 года?

2. Как изменилась структура Конституции СССР 1936 года по сравнению с Конституцией 1924 года?

3. Каково значение Конституции СССР 1936 год?

4. Почему советское уголовное право 30-х годов называют репрессивным?

5. Какие новые составы преступлений появились в уголовном праве в период ВОВ?

 

 

ТЕМА 34. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

1. XXII съезд КПСС и программа построения коммунистического общества.

2. Рост партийно-советской бюрократии; изменения государственного аппарата.

3. Развитие конституционного законодательства; Конституции 1977 г.