Дело никона

Церковная реформа

Армия

Основа вооруж сил-стрелецкие войска и народное ополчение и до поры до времени они справлялись оч даже хорошо.НО все пришло к тому что потерялись стимулы и мотивации военных.(они уже влад помест на правах вотчинников)—начались поражения(польско-смоленская война) ---разбор полетов---реформа:

-кардинальное перевооружение

-дворянское ополчение,стрельцы –у войск старого строя началась конкуренц с войсками новго строя-приемущ-но иностранными,появились российские рейторы,драгуны,пехотные полки нового строя,начали присматриваться к регул войскам(татары,башкиры,казаки)—к конц 17 в полки новго строя начали привалирующими по численности.(стрельцов перевешали (восстания),дворяне себя дискредитировали на войне)---

-переход от сис-мы дворянского ополчения на рекрутскую сис-му.

 

2.государство и церковь

Теперь 3 перстами крестятся, поясные поклоны,аккопельные проповеди (без музыки), иисус вместо исус. В принципе ничего такого,по сравн с реф в европе. Но наши реформы хоть и были меньше ,значения были более глубокие.вся влась в церкви была у сторонников балканского пошива—отсюда и пляшем(кто будет по-старому, тому не сносить головы)—движения против------------------------

2.церковный раскол-никон(его поддержал алексей) против протопопа авакуума:

В 1654 г. общество потрясцерковный раскол. Патриарх Никон провел церковную реформу с целью упорядочения церковного богослужения, которая встретила неожиданное противодействие. Традиционное сознание воспринимает покушение на мировоззренческие основы как катастрофу, вследствие чего реформа была принята далеко не всеми. Недовольство изменениями в богослужении совпало с со­циальным протестом. В народе церковные нововведения воспринимались через призму усиления крепостнического гнета и потому вызывали протест. Идейным вождемстаро­обрядцев — противников реформы Никона — стал прото­поп Аввакум. Царь принял сторону Никона. Старообряд­цев жестоко преследовали. Те, в свою очередь, бежали на окраины и основывали в глухих местах свои скиты. Наряду с пассивными формами сопротивления, раскольни­ки прибегали и к вооруженным выступлениям, как, напри­мер, восстание в 1668 г. в Соловецком монастыре.

 

Начался массовый поход на окраины- 1 треть по сути дела ушла в раскольники(идея расколола гос-во и не в первый раз)+такая форма борьбы как гари-массовое самоссожение.

православие наиболее консервативная ветвь христианства

Никон родился на территории мордовии 1605 г..-1682 г(умер) .был из крест рода но просто женился на дочке местного попа. Пошел в церковь из-за смерти детей(все 3 при рожд умерли)ушел в соловецкий монастырь. В москве видимо случайно пересекся с молодым алексеем михайловичем-алексей его приблизил-становится новгородским митрополитом.52 г-умирает патриарх .царь все сделал чтоб никон в этом же году стал патр московским и всея руси(никон сначала отказался от места,принял только когда царь приехал к нему и встал на колени—короче сделал одолжение.но с условием-чтоб никто ему не мешал и занял свой пост) еще сильнее начал проводить реформу(именно в этом кач-ве он был нужен царю).говорят что это был православный фундаментализм(1.идея-дух-во выше гос-ва(св власти) 2 призывал не развивать светское образование а только дух.и немного медицинское 3. он противопоставил русскую церковь всему остальному православию)дошло до того что в дипломатич док-ах никон тоже подписывался( постепенно роспись стала выше, чем роспись царя(какой прогресс в подчинении царя). Все могущестов никона держалось лишь на расположении алексея и как только это расположение пошатнулось у никона пошел капец.уходит опять в монастырь (обиделся видимо) но из новодевичьего монастыря его никто не зовет обратно.ему дают понять что его присутствие в центрах нежелательно.возвел на окрайнах свой иерусалим. Т.е патриарх сбежал,но от сана не отказался, заместителя избрали но нельзя же так долго то---это все значило что его кто-то должен был снять—собрали вселенский собор в москве(со всего мира )-66-67-долго обсуждали разные наболевшие вопросы. Решали кто будет патриархом новым . После дискуссий признали:

1.у царя- приемуш в светских(госуд) делах,у патриарха в духовных-этот пункт чтоб не пугать людей не включили в разосланные решения

2.собор осудил никона ,лишил его звания патриарха

3.собор признал православными всех греческих патриархов- этим самым было отмнено решение о главенстве стоглавого собора.

4.был избран новый патриарх-иосак 2 (67-72)

когда никон умер федор нес его гроб. Незадолго до этого в 80-м скончался в глубинке протопоп авакуум.

После никона все послед патриархи были не яркими и до петра церковь была починена гос-ву