Хрестоматийный материал
Российское законодательство Х - ХХ вв. Т. I. М., 1984 г.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.
Дополнительная литература
Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах.
М., 1993 г.
Цатурова М.К. Русское семейное право XVI - XVIII вв. М., 1991 г.
Шевченко М.М. История крепостного права в России. Воронеж, 1981 г.
Титкова С.С. Государство и право сословно-представительной монархии в России. М. 1991 г.
В этот период получило дальнейшее развитие и право. Создание Судебника 1550 года и Соборного уложения 1649 года сыграло огромную роль в складывании политического и экономического единства страны.
Целью лекции является рассмотрение общественного и государственного строя РЦГ в период сословно-представительной монархии и дальнейшего развития права Соборным уложением 1649 года.
Указом 1640 года было запрещено принимать в подьячие духовных, посадских и пашенных людей. В период с XV по XVII вв. огромные территории принадлежали лицам духовного звания, владения которых составляли около трети феодальных земельных площадей. (Во Владимирской и Тверской землях более 1/2).
Попытки секуляризации церковных земель оканчивались без успеха, но, вместе с тем, царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений.
На Стоглавом соборе в 1551 году было установлено, что покупка вотчин верхушке духовенства и монастырям запрещается без ведома царя под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее было ограничено право вкладов вотчин в монастыри (по завещаниям, на "помин души").
В 1580 году снова принимается решение запрещающее церквям и монастырям увеличивать владения, которое духовенство практически не выполняло. Учреждение в 1589 году патриаршества в России усилило позиции духовенства, его претензии на политическую власть. Особенно сильно эта тенденция проявилась в середине XVII века при патриархе Филарете (отце Михаила Романова) и Никоне. Притязание Никона на установление верховенства над Светской властью вылилось в конфликт Никона с царем Алексеем Михайловичем. В результате в 1666 году Никон был лишен сана и отправлен в монастырь.
Соборное уложение 1649 года нанесло серьезный удар по духовенству.
- Установило положение запрещающее патриарху, митрополиту и монастырям покупать вотчины, брать их в заклад по завещанию или на "помин души".
- Ограничило церковную юрисдикцию, исключив из нее: дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как душегубство, разбой и политические преступления; дела против семьи и нравственных устоев общества.
- Учредило Монастырский приказ, ведавший сбором податей с Монастырских земель.
- Ликвидировало "белые" слободы, ограничив этим самым торгово-ремесленную деятельность церквей и монастырей (раньше они не платили подати и не служили царю).
Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими землями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повинностей. Статьи Уложения усиленно защищали честь и достоинство лиц духовного звания.
В XVI-XVII вв. отмечается рост городов. Сословная группа горожан получила название "посадские люди", и включала в себя:
* "гостей" - крупнейших купцов;
* гостиную сотню;
* суконскую сотню - средние купцы;
* черную сотню;
* слободы.
Первые три разряда пользовались определенными привилегиями (освобождены от ряда налогов, защищены в правовом плане) и составляли городскую верхушку. Гостей из состава суконной и гостиной сотен назначали царь и правительство, освободив от тыла и возлагая обязанности по организации торговли и сбора податей. Люди черных сотен и слобод делились на лучших, средних и худших. Они платили подати и выполняли тяглые повинности. Особый слой городского населения составляли служилые люди "по прибору", занимавшиеся кроме воинского дела промыслом, огородничеством и торговлей.
Положение городских низов было тяжелое, и гость посадских людей уходил от царских податей "заложился" за сильных людей (владеющих вотчиной в городе феодалов и монастырей). В 1637г. был учрежден Сыскной приказ, предназначенный для возвращения беглых "теглецов" и возвращения их на посад.
Таким образом, городское население оказалось закрепощенным. А указ 1658 года предусматривал жестокие наказания за самовольный переход из одного посада в другой.
Во II половине XVI - I половине XVII вв. происходил дальнейший процесс закрепощения крестьян. В законодательном порядке крепостное право было закреплено судебниками 1497г. и 1550г., но вместе с тем установив двухнедельный срок выхода крестьян за определенную плату.
С 1581г. практически отменяется положение о "Юрьеве дне" и вводятся "заповедные лета" (т.е. выход крестьян запрещался впредь до государева указа).
В 1597г. издается указ об "урочных летах", устанавливающий 5-летний срок сыска крестьян.
В 1607 году "урочные лета" были увеличены до 15 лет. (Всякий, кто принимал беглого крестьянина, должен был платить штраф 10 руб. и 3 руб. владельцу беглого крестьянина).
В 1581-1592 годах была проведена перепись крестьян и составлены писцовые книги, явившиеся основанием закрепощения крестьян.
Соборное уложение 1649 года установило закрепощение всех крестьян и членов их семей и отменило давностные сроки сыска крестьян (урочные лета).
Чернотяглые крестьяне к этому времени также потеряли право выхода из общин.
Ст. 1 гл. XI Уложения дает полный перечень категорий крестьянского населения, которых "сыскивая свозити в Государевы дворцовые села и в черные волости... по писцовым книгам с женами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет".
Соборное уложение юридически оформило закрепощение крестьян к земле их феодалов как наследственное и потомственное состояние.
Уложение определяло безраздельные права феодалов на крестьян, на их труд и имущество, с одной стороны, и бесправие крестьян от произвола господ, с другой.
Холопы и кабальные люди по своему положению все более приближались к крестьянам. Наиболее тяжелым было положение полных холопов, находившихся в беспредельном распоряжении хозяина. Кабальное холопство, получившее широкое распространение в XV-XVI веках, постепенно превращалось в пожизненное, Судебник 1550 года запретил давать на себя кабалу свыше 15 руб., но указ 1586 года установил практически пожизненность кабального холопства.
Соборное уложение к источникам холопства относит брак, рождение, работу на кабале свыше 3-х месяцев. Уложение устанавливает, что холопами не могут быть: дети боярские, посадские люди, частновладельческие крестьяне, дети до 15 лет, дети служилых людей, находящиеся на тягле и т.д. Цена кабального холопа равнялась 3 рублям, дети кабальных холопов по наследству не передавались.
В этот период происходит процесс слияния холопов с крепостными крестьянами.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие источники права XV-XVII вв. вам известны?
2. Какие формы феодальной собственности вам известны?
3. Каковы права крестьян на землю были в XV-XVII вв.?
ТЕМА 12. СУДЕБНИКИ XV- XVII ВВ КАК ПАМЯТНИКИ ПРАВА.
1. Судебник 1550 г., его источники и разработка.
2. Преступления и наказания по Судебнику 1497 г.
3. Судопроизводство, формирование системы судебного розыска.