Артикуляционно-фонетическая дислалия.

Акустико-фонематическая.

Дефекты звукопроизношения обусловлены недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологический слух в норме. Избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Структура дефекта.

Нарушены операции опознания фонем, сличения фонем по акустическим признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой, принятие решения о выборе нужной фонемы. Происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. Нарушается узнавание и восприятие слова.

Нарушение опознания фонем по акустическим признакам.

Дефекты звукопроизношения: глухие - звонкие, соноры

Нарушение условия для формирования развития фонематического восприятия

Страдают операции выделения конкретной фонемы

Эти дети без специального обучения затрудняются в анализе и синтезе слов, следовательно, не готовы к обучению грамоте.

Характерные признаки:

- звук можно поставить на первом занятии, но в речь ребёнок вводит его с трудом.

-нарушение слухоречевой памяти

Основные направления коррекционной работы.

Воздействие на первичный дефект.

1. Развитие фонематического слуха, восприятия

2. Коррекция звукопроизношения

3. Формирование навыков фонематического анализа.

4. Развитие контроля за произношением поставленного звука (контроль, отставленный во времени (с помощью магнитофона)

Артикуляционно-фонематическая дислалия.

Дефекты звукопроизношения обусловлены несформиррованностью умения управлять органами артикуляции.

Структура дефекта

Нарушение формирования операций опознания фонем по артикуляционным признакам. Дефекты звукопроизношения: упрощение сложных звуков до простых (явление субституции) Свистящие – шипящие, соноры; смешение звуков (свистящие – шипящие, переднеязычные - заднеязычные, аффрикаты),

Нарушение условий для развития фонематического анализа и синтеза

Основные направления коррекционной работы:

1.Развитие фонематического слуха и восприятия, только на первом этапе(1,2 занятия)

2 .Коррекция звукопроизношения.

3. Воспитание слухового контроля

Дефекты звукопроизношения обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляционными позами.

Структура дефекта

Фонемы реализуются в неправильных вариантах (искажение артикуляционной позы), но по своему акустическому эффекту, близки к норме.

Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному (Горловое, межзубное, боковое, нижнее положение шипящих звуков)

Это антропофонические дефекты. У ребёнка фонематический слух сохранен. Артикуляция близкого по акустическому признаку звука закрепляется (дефекты звукопроизношения имеют тенденцию к закреплению). Сложности коррекции.

Система коррекционной работы

1. Образцы нормированного произношения.

2. Акустико-артикуляционный образ звука

3. Коррекция звукопроизношения

Установка на самостоятельное закрепление.