Методы и приемы ведения информационно-психологической войны

Рассмотрим некоторые методы и приемы ведения информационно-психологической войны: метод вируса, прямые и косвенные методы воздействия на сознание, исторический метод; воздействие на мышление через символы; методы, техники и технологии СМИ.

Метод вируса.Суть информационно-психологической войны, как мы отмечали выше, воздействие на общественное сознание. Такое воздействие можно рассматривать как определенный аналог вирусного заболевания. Вирус, внедрившийся в клетку, встраивается в управляющие процессами молекулы ДНК. Клетка внешне остается такой же, как и была, и даже процессы в ней идут такого же типа, но управляет ею вирус.

Болезнь проходит три фазы: внедрение, выделение токсинов и гибель клетки. В психологической войне без внедрения аналога вируса внутрь системы противника нельзя ожидать каких-либо существенных результатов. В таких условиях пропаганда, шпионаж, диверсии могут иметь лишь вспомогательное значение. Роль вируса в изучаемом явлении играет управляемая извне некоторая сила внутри страны. Она должна внедриться именно в управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в ДНК, быть неотличимой от окружения.

Среди подобных методов один из наиболее эффективных - постепенное доведение идеологических кампаний и лозунгов до абсурда. Интересно, что подавляющее число людей, оценивающих постфактум операции идеологов КПСС, характеризуют их именно как непроходимую глупость. Это позволяет использовать некоторых людей незаметно, которые, в свою очередь выполняют задачи пятой колонны.

Еще одна особенность: вирусное заболевание имеет скрытый латентный период, но после его окончания наступает острая стадия - организм переходит в возбужденное неустойчивое состояние. И именно в этот период возникает вероятность гибели организма. Точно также при организации изменения существующего строя необходимо подвести общество к неустойчивости. Любой переворот осуществляется в обстановке неустойчивости, только тогда он имеет реальный шанс на успех. Принцип вируса применялся и в отдельных мероприятиях по уничтожению СССР, использовалась та же вирусная триада: исправление ошибок прошлого (внедрение), углубление (выделение токсинов), разрушение. [83]

Прямые и косвенные методы воздействия на сознание. Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики.

Характерный пример: во время войны 1941-1945 гг. Гитлер говорил: «Мы воспитали молодежь, против которой содрогнется мир, молодежь грубую, требовательную, жестокую». Но вместе с тем, немецкий солдат оказался довольно сентиментальным. Действенной стала советская листовка с изображением снежного поля, замерзших трупов немецких солдат, а на этом фоне крупным планом плачущий ребенок; под рисунком всего три слова: «Fater ist tod» (папа убит). Многие немецкие солдаты сжимали в руках эту листовку как пропуск в плен.

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно назвать иррациональными. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Здесь в свое время большие наработки сделало ведомство Геббельса.

Один из эффективных методов - метод большой лжи, успешно примененный и обоснованный Гитлером, который писал: «Восприимчивость масс довольно ограничена, их понимание - незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика... Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, масса пожелает запомнить. Если уж врать, так врать нагло: в большую ложь охотнее верят, чем в малую... Люди сами иногда врут в мелочах, однако большой лжи они стесняются. Следовательно, им и в голову не придет, что их так бессовестно обманывают... В случае любой неудачи следует незамедлительно искать врагов. Если их нет, надо придумать. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит».

В основе другого метода, использованного гитлеровской пропагандой лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать массив данных, его оперативная память ограничена, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений.

Во всех случаях воздействия на сознание людей незримо присутствует фактор проверяемости (или принцип фальсифицируемости Поппера). Система большой (и малой) лжи дает эффект только на определенное ограниченное время. В подсознании человека и животных заложено сомнение, необходимость проверки, подкрепления информации.

Поэтому при информационном воздействии в статических условиях посылка заведомо ложной информации невыгодна. Весьма эффективен метод, часто используемый в рекламе: «Всегда говорите правду, говорите много правды, говорите гораздо больше правды, чем от вас ожидают, никогда не говорите всю правду».

Так, например, телевизионные репортажи о событиях, которые нужно представить в негативном свете, несут в себе элемент документальности, но внимание сосредоточивается на кадрах, выхватывающих из большой толпы лица алкоголиков, стариков, нелепые лозунги, и т.п. При хорошей, профессиональной компоновке кадров можно создать для многомиллионной аудитории впечатление о событии, по сути противоположное реальности. В этом случае сила эффекта присутствия оказывается настолько большой, что непосредственному очевидцу событий, который рассказывает о том, что он наблюдал своими глазами, иногда приходится услышать в ответ: «Как ты можешь так говорить, ведь я сам все видел по телевизору!»

Эффективное управление людьми, манипулирование ими с помощью информационного воздействия становятся возможными лишь при наличии обратной связи. В основе социологии массовых коммуникаций лежит схема: кто говорит, что сообщает, по какому каналу, кому и с каким эффектом. Последний момент имеет особую значимость.

Во многих странах, в том числе и в Республике Беларусь, происходит непрерывный анализ общественного мнения. Существует целая система опросов, велика активность общения депутатов различных уровней с избирателями, большое внимание уделяется выяснению настроений конкретных групп населения. Это позволяет вносить своевременные коррективы в пропаганде, устранять возникающие рассогласования официальной идеологии и общественного сознания и предупреждать воздействие на сознание людей средств и методов информационно-психологического оружия.

Исторический метод. Один из приемов психологической войны - подмена проблем современности историческим прошлым. Этот прием был широко использован в 80-е годы идеологами КПСС, создавшими настоящую истерию вокруг исторического прошлого - событий 20-30-х годов, вокруг имени Сталина. Причем из прошлого (не говоря уже об его искажении) выбиралось то, что выгодно.

Второй прием - проецирование современных проблем в прошлое, когда, исходя из интересов сегодняшнего дня, выискиваются исторические аргументы, подтверждающие предлагаемую точку зрения. На этом основано сталкивание народов между собой.

Третий прием – «историческая» война, в ходе которой проводилась информационная моральная ликвидация всех героев и выдающихся людей, составлявших гордость русского народа.

С историей тесно связана проблема менталитета. Менталитет страны - это, образно говоря, концентрированное прошлое. Между менталитетом Запада и России существует качественное различие. На Западе утвердилась личностная модель, в России и Беларуси - общественная, коллективная. Эти особенности могут быть использованы в информационно-психологической войне. Главная задача - взорвать общинность, коллективизм, лишив тем самым людей основ их менталитета, после чего они уже не смогут организоваться и окажутся во власти Запада.

Воздействие на мышление через символы. В информационно-психологической войне важно использовать механизмы непосредственного воздействия на процессы мышления. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека, и чем больше она возрастает, тем легче через символы управлять и манипулировать людьми. Для непосвященных здесь возникает кажущийся парадокс: интеллигенция, мыслящая обобщенными сложными символами, является наиболее внушаемой частью общества. Символическое мышление открыло невиданный прорыв человечества к новым знаниям и технологиям, но оно открыло и дорогу для управления людьми.

Рассмотрим конкретно внешнее воздействие в пространстве символов. Наше сознание опосредовано, оно оторвано от непосредственной реальности. Символы как бы подменяют жизненное содержание. Обстановка меняется, а символы в сознании остаются. Это может быть использовано для ряда методов воздействия. Приведем примеры, относящиеся к заключительной стадии разгрома СССР: в устойчивые старые символы вкладывается новое содержание, и с этим новым содержанием они беспрепятственно входят в сознание людей. Ярчайший пример - коренной поворот в общественном сознании советского народа, достигнутый в результате информационно-психологического воздействия (1948-1994), который подавил способность людей к адекватному восприятию происходящих событий, к объединению, к сопротивлению. В сознание народа средствами СМИ были вбиты слова-символы: «демократия» - кодовое название программы разрушения государства, «реформы» - кодовое название программы разрушения народного хозяйства. Это были слова, не несущие реального смысла и каждый мог понимать под ними все, что угодно. Результаты выполнения этих программ по своей разрушительной силе не имеют аналогов в мировой истории.

В современном информационном обществе появилось мощное средство реализации приемов и методов психологической войны - средства массовой информации (СМИ). Человек в наше время живет в информационном поле. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты, но только ту, которую предоставляют СМИ. Средства массовой коммуникации формируют «массового» человека нашего времени. В то же время они разобщают людей, вытесняют традиционные непосредственные контакты, заменяя их телевидением и компьютерами.

В работе Самохваловой В.И. приведены характерные черты «массового» человека. [84] Отмечается, что одновременное распространение противоречивых взаимоисключающих суждений затрудняет адекватную ориентацию, порождает безразличие и апатию, провоцирует некритичность, возникает социальная дезориентация; большее впечатление производит не аргументированный анализ, а энергичное, уверенное, пусть и бездоказательное, утверждение.

Восприятие формируется не книгой, как раньше, а экранной культурой. На этом фоне отмечается снижение способности к концентрации. «Массовый» человек импульсивен, переменчив, способен лишь к относительно краткосрочным программам действия. Он часто предпочитает иллюзии действительности. Массовый человек, упрощенный, усредненный, повышенно внушаемый.

Современное информационное общество порождает особый тип и социального структурирования и власти. Власть в информационном обществе основана и осуществляется через средства коммуникации путем управления информационными потоками. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе.

Ранее, на всем протяжении истории, главным источником подавления людей служили физические методы воздействия - от изощренных пыток инквизиции до современных средств массового уничтожения. Сейчас, после разгрома СССР в информационно-психологической войне, стало ясно, что появилось новое средство господства над людьми.

В заключение рассматриваемой темы отметим, что темпы совершенствования информационного оружия превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации воздействия информационного оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в сфере обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь и приоритетным направлением в обеспечении национальной безопасности страны в целом.Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно. Однако, Республика Беларусь и Российская Федерация могут выступить инициаторами заключения разумных соглашений, опирающихся на принципы международного права и минимизирующих угрозу применения информационного оружия.

 

 


Лекция 11. Ответственность за правонарушения в информационной сфере в Республике Беларусь

1.Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере.

2. Уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере.

3.Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере.

4. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере.