Понятие и признаки коммерческой тайны. Особенности информационных правоотношений в области коммерческой тайны

Лекция 7. Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны

 

1. Понятие и признаки коммерческой тайны. Особенности информационных правоотношений в области коммерческой тайны.

2. Объекты и субъекты информационных правоотношений в области коммерческой тайны.

3. Правовой режим коммерческой тайны и ее защита.

 

 

Коммерческая тайна, как мы определили выше (тема 3 «Право на информацию»), является видом конфиденциальной информации. Коммерческая тайна относится к информации ограниченного доступа.

Лукашов А.И. рассматривает коммерческую тайну как вид конфиденциальной информации в сфере предпринимательской и иной деятельности, представляющий собой систему сведений, касающихся деятельности субъекта хозяйствования (независимо от форм собственности), утрата которой может нанести ущерб субъекту хозяйствования – носителю конфиденциальной информации.[62]

Позволим себе не согласиться с автором определения в части понятия «носитель конфиденциальной информации». Полагаем, что носителем информации может быть материал с определенными физическими свойствами, который может быть использован для записи и хранения информации. Носитель информации представляет собой некоторый материальный носитель с реквизитами, позволяющими идентифицировать как сам носитель, так и ту информацию, которую содержит. На наш взгляд, в определении Лукашова А.И. необходимо уточнить смысл понятия «носитель», заменив его более точным (например, «собственник», «обладатель»).

Впервые определение коммерческой тайны в белорусском законодательстве закреплялось статьей 96 Закона Республики Беларусь «О предприятиях» от 14 декабря 1990 г.

Под коммерческой тайной предприятия понимались не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Однако данное понятие коммерческой тайны утратило правовое основание в связи с тем, что указанный закон утратил силу.

На сегодняшний день правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны осуществляется Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о коммерческой тайне, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 (далее - Положение).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК) от 7 декабря 1998 г. закрепил понятие «коммерческая тайна». Согласно статье 140 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законодательством.

Однако ГК четко не разделяет понятие коммерческой и служебной тайны. Кроме того, Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» также содержит понятие «служебная тайна», включающее сведения, имеющие характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом. Таким образом, приходим к выводу, что понятия «коммерческая тайна» и «служебная тайна» необходимо различать.

Необходимо различать понятия «коммерческая тайна» и «банковская тайна». Так Хилюта В., Клим А.М. делают справедливый вывод о том, что разграничение режимов банковской и коммерческой тайны вполне логично, ибо каждый из них защищает различный объем информации: режимом банковской тайны охраняется конфиденциальная информация, затрагивающая интересы клиентов банка, тогда как коммерческая тайна, прежде всего, защищает интересы самого банка. Нормы о банковской тайне скорее дополняют правовой режим коммерческой и служебной тайны, нежели поглощаются последними. [63]

Согласно п. 1 Положения коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Информация, составляющая коммерческую тайну, согласно п.3 Положения должна соответствовать следующим требованиям:

- иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;

- не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;

- обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;

- не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;

- не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.

Данные требования составляют признаки коммерческой тайны.

Мазуров В.А. приводит аналогичные признаки коммерческой тайны [64].

Коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могут составлять:

- учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

- документы о платежеспособности;

- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест (п.4. Положения).

На сегодняшний день методики отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне не существует, как справедливо отмечает В.В.Подгруша[65].

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяется специально созданной комиссией и утверждается ежегодно руководителем организации.[66] При необходимости, указанный перечень может пересматриваться, он может быть дополнен новыми сведениями, а какие-то сведения из него могут быть исключены. Это обусловлено тем, что содержание и охрана коммерческой тайны неразрывно связаны с функционированием субъекта хозяйствования, его предпринимательской деятельностью.

Особенности информационных правоотношений в области коммерческой тайны заключаются в следующем:

-информационные правоотношения складываются при создании коммерческой тайны субъектом хозяйствования (разработке перечня сведений, составляющих коммерческую тайну), доступе к ней, передаче третьим лицам в случае привлечения их к деятельности, требующей знания такой информации; разглашении коммерческой тайны;

-субъекты и объекты информационных отношений в области коммерческой тайны отличаются от субъектов и объектов иных информационных правоотношений;

-содержание информационных правоотношений в области коммерческой тайны отлично от содержания информационных правоотношений в иных сферах деятельности.

К коммерческой тайне не могут относиться учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мести (п. 4 Положения).