Ограничение информационных прав и свобод

 

Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23 Конституции Республики Беларусь).

В некоторых случаях информационные права и свободы также могут быть ограничены, как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Ограничение информационных прав и свобод возможно исключительно на основании закона.

Так, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации может быть ограничено нормами соответствующего законодательства. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ст. 34 Конституции Республики Беларусь).

Определенные материалы, касающиеся государственной, коммерческой, служебной тайны; тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; следственной, судебной, банковской, врачебной и других видов тайн могут иметь ограниченный доступ.

Так, например, право на получение, хранение, распространение информации, отнесенной к государственной тайне, ограничено Законом Республики Беларусь «О государственных секретах»; коммерческой – Положением о коммерческой тайне[34]; врачебной - Законом Республики Беларусь «О здравоохранении»; служебной – законами «О государственных секретах»[35] и «О государственной службе в Республике Беларусь»[36].

Не может быть ограничен доступ к документированной информации, устанавливающей правовой статус государственных органов и юридических лиц; определяющей права, свободы, обязанности физических лиц и порядок их реализации; о чрезвычайных ситуациях, экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой, обеспечивающей безопасность существования общества; отнесенной к источникам знаний и накапливаемой в информационных системах в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и права (ст. 19 Закона Республики Беларусь «Об информатизации»).[37]

Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство может быть ограничено нормами законодательства. Так, на основании статьи 13 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля допускаются только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и при наличии информации о:

-признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;

-лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление;

-событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля. Проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий допускается на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности граждан по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 48 часов. Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что срок проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля, исчисляется в сутках со дня санкционирования постановления прокурором и не может превышать двух месяцев. В случае необходимости этот срок может быть продлен до шести месяцев прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами. Дальнейшее продление сроков может быть осуществлено в исключительных случаях заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь на период до одного года и Генеральным прокурором Республики Беларусь - до полутора лет.[38]

Право не неприкосновенность личной жизни может ограничиваться в случаях, если лицо, например, имеет либо имело доступ к государственным секретам (ст. 29 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах»).[39]

В статье 33 Конституции Республики Беларусь, как мы отмечали выше, закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова.

Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция Республики Беларусь, международно-правовые документы допускают ее ограничение. Цензура средств массовой информации – одно из средств ограничения свободы слова - требование к редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение. Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» цензура СМИ не допускается. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

В п.2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом с целью:

-обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (личная и семейная тайна, тайна корреспонденции, честь и репутация);

-удовлетворения справедливых требований морали;

-общественного порядка, общего благосостояния в демократическом обществе».[40]

Выше мы отмечали, что информационные права и свободы несовершеннолетних, закрепленные в ч.1. ст. 13 Конвенции о правах ребенка (право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка), также могут быть ограничены. Конвенция о правах ребенка в ч.2. ст. 13 содержит основания ограничения указанных прав. Этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

-для уважения прав и репутации других лиц;

-для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения.

Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Согласно ч.3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правом на свободное выражение своего мнения (свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору) налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом, являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.[41]