Информационные правоотношения: понятие, виды, структура

 

Современные общественные отношения между людьми претерпевают существенные изменения под воздействием информационных и коммуникационных технологий. С одной стороны, такие технологии открывают для человечества новые возможности, а с другой – создают не известные до этого проблемы, касающиеся доверия, безопасности и доступа к информации в информационном обществе.

Информационное право как отрасль права регулирует особую группу общественных отношений – информационные отношения (информационные отношения в информационной сфере).

Информационные отношения - отношения по поводу сбора, накопления, хранения и использования информации.[22]

Вопрос о выделении информационных отношений в отдельную группу общественных отношений и признании их как объекта права был поставлен Венгеровым А.Б. еще в 1970-е гг.[23] Сегодня термин «информационные отношения» укоренился в терминологическом аппарате юридической науки.

Во втором вопросе темы «Понятие и система информационного права. Место информационного права в системе права» мы рассмотрели определения понятия информационного права, предложенные российскими исследователями. Так Копылов В.А., Рассолов М.М., Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. используют при формулировке понятия «информационное право» термин «информационные отношения».

Особенность информационных отношений заключается в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации в результате осуществления информационных процессов с учетом особенностей и свойств информации, проявляющихся в системе права.[24]

Правовые отношения определяются как юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством. [25]

Полагаем, что информационные правоотношения можно рассматривать как юридическую форму информационных отношений, возникающих на основе информационно-правовых норм и юридических фактов между субъектами, обладающими взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством.

Копылов В.А. рассматривает информационное правоотношение как урегулированное информационно-правовой нормой информационное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой. [26]

Такое понимание информационных правоотношений является довольно распространенным формально-юридическим пониманием правоотношений вообще, основанное на связи правовой нормы и поведения субъектов правоотношений.

Основу информационных правоотношений некоторые авторы (Бачило И.Л., Лопатин В.Н. и др.) видят в информационной деятельности, реализуемой через действия субъектов этих правоотношений. Под информационной деятельностью в данном случае понимается профессиональная деятельность в области создания, сбора, поиска, накопления, распространения, охраны и защиты информационных ресурсов, технологий и использования систем и средств связи.

Информационные правоотношения можно классифицировать следующим образом:

- связанные с созданием информации;

- связанные с хранением информации;

- связанные с распространением информации;

- связанные с потреблением информации.

Структура информационного правоотношения, на наш взгляд, не существенно отличается от структуры иных правоотношений. Под структурой информационного правоотношения следует понимать совокупность обязательных элементов его составляющих.

Так информационные правоотношения имеют следующую структуру:

-субъекты правоотношений;

-субъективные права и обязанности сторон правоотношения;

-объекты правоотношений;

-фактическое поведение субъектов правоотношений.

Субъектами информационных правоотношений (сторонами, участниками) являются субъекты права (физические и юридические лица, организации, социальные общности, государства, международные организации), вступившие в эти правоотношения, способные быть носителями взаимных прав и обязанностей.

Так субъектами правоотношений в сфере информатизации, согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об информатизации» являются государство в лице органов государственной власти, юридические или физические лица, а также зарубежные государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица. Субъектами правоотношений при создании и эксплуатации объектов информатизации являются разработчики, собственники, владельцы, пользователи, обработчики документированной информации в информационных системах и сетях.

Субъективные права и обязанности сторон информационного правоотношения можно определить как возникающие в пределах, предусмотренных информационно-правовой нормой и вследствие юридических фактов рамки поведения участников данных правоотношений. Говоря о субъективных правах, имеем в виду рамки возможного поведения субъектов информационных правоотношений. Говоря о субъективных обязанностях, имеем в виду рамки должного поведения субъектов информационных правоотношений. Субъективные права и обязанности предполагают возможность или необходимость определенного поведения.

В информационных правоотношениях субъективные права и обязанности участников взаимосвязаны и корреспондируют, т.е. осуществление субъективных прав одной стороны обеспечивается выполнением субъективных обязанностей другой стороной.

Под объектами информационных правоотношений следует понимать разнообразные блага, существующие в форме информации, на создание, распространение, преобразование, потребление и охрану которых направлены интересы сторон правоотношения, и ради которых реализуются их субъективные права и обязанности.

Объектами информационных правоотношений могут выступать материальные блага (информационные ресурсы, информационные технологии, информационная продукция и т.п.), нематериальные блага (личные неимущественные блага: охраняемые законом честь, достоинство гражданина, тайна переписки, телефонных переговоров и т.п.), а также действия (виды поведения субъектов, имеющие юридическое значение – создание объектов информатизации, информационных технологий, доступ к информации, защита информационных ресурсов и т.п.).

Создание, распространение, преобразование, потребление и охрана благ, существующих в форме информации (объектов информационных правоотношений), возможно исключительно путем реального поведения субъектов информационных правоотношений, соответствующих их субъективным правам и обязанностям. Реальным содержанием информационных правоотношений может быть только фактическое взаимодействие, взаимообусловленное поведение участников информационных правоотношений, т.е. информационная деятельность, осуществляемая в соответствии с имеющимися у них взаимными субъективными информационными правами и обязанностями.

Субъективные права и обязанности составляют юридическую форму информационного правоотношения (внешнее выражение), а реальное поведение сторон – его содержание. Между формой и содержанием любого явления могут возникнуть противоречия; возможны такие противоречия между субъективными правами и обязанностями участников информационных правоотношений и их фактическим поведением.

Основные принципы правового регулирования информационных правоотношений закреплены в рекомендательном законодательном акте «О принципах регулирования информационных отношений в государствах - участниках Межпарламентской Ассамблеи», принятым Постановлением межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых государств в Санкт-Петербурге 23 мая 1993 года:

-законодательное закрепление прав граждан, opганизаций, государства на свободный поиск, получение, использование и распространение информации и гарантий реализации этого права, за исключением случаев, установленных национальным законодательством;

-установление правового режима информации;

-обеспечение доступности информации, не отнесенной в установленном законом порядке к информации с ограниченным доступом;

установление правовых форм защиты информации и гарантий информационной безопасности, а также защиты авторских и иных прав в

области информационных отношений.

Отметим, что нормы рекомендательного законодательного акта могут включаться в существующее национальное законодательство (полностью или частично) или служить основой для разработки такого законодательства в государствах - участниках Межпарламентской Ассамблеи.