Источники информационного права

 

В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников права.

Понятие «источник права» в юридической науке употребляется не только в формальном значении, т.е. как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах.

Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание общественных отношений. Под идеальным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании.

В юридическом (формальном) смысле формы (источники) права – это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной силы.[20]

Поскольку белорусская правовая система складывалась как система писаного права, в ней используются три вида источников права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Однако, ведущее место в правовой системе Беларуси занимает нормативный правовой акт.

Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующим образом:

-Конституция Республики Беларусь;

-международные нормативные правовые акты в области информационного права;

-нормативные правовые акты информационного законодательства;

-информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Основными источниками информационного права являются:

-Конституция Республики Беларусь, в которой закреплены конституционные основы права на информацию и ряд других норм, являющихся базой для развития информационного законодательства;

-законы Республики Беларусь:

-«Об информатизации» от 6 сентября 1995 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З);

-«Об электронном документе» от 10 января 2000 г. № 357-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З);

-«О рекламе» от 10 мая 2007 г. № 225-З;

-«О печати и других средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. № 3515-XII(в ред. Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З);

- «Об электросвязи» от 19 июля 2005 г. №45-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 06.08.2007 № 277-З);

- «О государственных секретах» от 29 ноября 1994 г. № 3410-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З);

-другие нормативные правовые акты, регулирующие информационные правоотношения;

- информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства (нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Республики Беларусь и др.).

Отметим, что нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства должны в итоге образовать систему, состоящую из общей и особенной части, что соответствует специфике построения отраслей права.

Общая часть должна содержать нормы, образующие систему информационного законодательства как единый, целостный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере. Особенная часть - нормы, регулирующие отдельные направления информационной деятельности в соответствии с установленными в общей части принципами и нормами.

Это исключает дублирование норм, громоздкость отрасли и способствует построению целостной, взаимосвязанной, эффективной, непротиворечивой системы информационного права.