Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования

В настоящее время не существует единого правового понятия «информационная сфера».

Информационная сфера представляет собой сферу обращения информации: сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.

С другой стороны, информационная сфера интересует нас как сфера правового регулирования. Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере возникают при протекании информационных процессов. В Законе Республики Беларусь «Об информатизации» от 6 сентября 1995 г. № 3850-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З) приводится определение понятия информационных процессов.

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю.

Деятельность по осуществлению информационных процессов называют информационной деятельностью.

Бачило И.Л. предлагает следующее определение понятия «информационная сфера». Информационная сфера – это среда оборота информации (производство-распределение-потребление) при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации и информационным системам, где происходит ее оборот.[8]

Информационная сфера, как и другие сферы общественной жизни (производство, образование, здравоохранение, наука и т.п.) должна подлежать государственному регулированию и управлению, осуществляемыми на основе государственной политики.

Категории «информация» и «право» находятся в диалектической взаимосвязи. Информация является своеобразным объектом правового регулирования. Право выступает как регулятор информационных отношений. При этом право само по себе обладает информационной содержательностью, систематизирует правила поведения субъектов правоотношений.

Государственная политика и государственное управление в информационной сфере в Республике Беларусь

В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их воздействие касается государственных структур и институтов, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Движение к информационному обществу – процесс необратимый и неизбежный.

На путь построения информационного общества стала и Республика Беларусь, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области информатизации, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 № 195.[9]

Концепция государственной политики в области информатизации, определяет задачи и объекты государственной политики в указанной сфере, определяет основные направления и механизмы ее реализации, анализирует возможное воздействие информатизации на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Республики Беларусь. Данная Концепция должна послужить основой для определения основных направлений деятельности государственных органов по становлению информационного общества в Беларуси, ее вхождению в мировое информационное сообщество, формированию и реализации государственной политики в области информатизации, выполнению взаимоувязанных государственных программ и созданию единой государственной системы информатизации.

Целью государственной политики Республики Беларусь в области информатизации является обеспечение перехода к новому этапу развития страны - построению информационного общества и вступлению республики в мировое информационное сообщество. Основой этого перехода является создание единого информационно - телекоммуникационного пространства Республики Беларусь.

Основными задачами государственной политики в области информатизации на данном этапе развития общества являются:

-разработка и реализация единой государственной программы информатизации, обеспечивающей устойчивое развитие информационной инфраструктуры и телекоммуникационных сетей;

-создание нормативной правовой базы построения информационного

общества;

-эффективное формирование и использование национальных

информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним;

-освоение современных информационных и телекоммуникационных

технологий;

-совершенствование информационно - телекоммуникационной

инфраструктуры;

-обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц общественно значимой информацией и развитие средств массовой информации;

-поддержка необходимых политических, социальных, экономических и

культурных преобразований, связанных с движением к информационному

обществу и ускоряющих это движение;

-принятие мер по созданию и эффективному использованию

информационных ресурсов на всех уровнях.

В процессе построения информационного общества политика любого уровня должна быть непременно соотнесена с государственной информационной политикой и политикой информационной безопасности. Реализуется она через систему государственного регулирования, разновидностью которого является государственное управление.

Государственное управление в информационной сфере - специфический вид социального управления посредством реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти либо органами исполнительной власти по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи с ее оборотом в социальных системах.

В настоящее время центральное место в государственной управленческой деятельности в информационной сфере занимают:

-разработка и формирование государственной политики посредством принятия доктрин, концепций, стратегий, законов и подзаконных актов в информационной сфере;

-реализация информационной политики через соответствующие государственные программы;

-осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов в информационной сфере.

Республика Беларусь, идя курсом реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех сферах общественной жизни. Главными целями функционирования государства являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны.

Демократия в ее истинном понимании предполагает высокий уровень организованности, строгое соблюдение правопорядка, четкие механизмы государственного управления. Информатизация способствует рационализации всего государственного аппарата, поиску наиболее эффективных способов и методов его деятельности и должна привести к краху системы бюрократических отношений.

Предпосылкой формирования информационного общества является формирование единого информационного пространства страны, которое является главным условием сохранения информационного суверенитета страны и укрепления ее государственности.

В Российской Федерации формируется государственная политика создания единого информационного пространства страны и включения его в глобальную информационную инфраструктуру с учетом интересов российской экономики, обеспечения информационной безопасности и защиты национального информационного пространства.

Необходимость формирования единого информационного пространства осознается и на уровне Союза Беларуси и России, а также на уровне Содружества Независимых Государств.

В целях реализации Концепции государственной политики в области информатизации Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 утверждена Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь».[10] Данная программа определила один из путей Республики Беларусь в информационное общество.

Основной целью Программы является формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы, предназначенной для сбора, обработки и накопления информации об основных элементах социально-экономических и политических процессов в обществе и формирования соответствующего национального информационного ресурса. Программа должна обеспечивать информационную безопасность Республики Беларусь. Ее реализация Программы рассматривается как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственного управления, укрепления влияния государства в выравнивании социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны в соответствии с программами социально-экономического развития республики.

Воплощение в жизнь основных положений и выполнение практических мероприятий государственной информационной политики и управления будет означать целенаправленное продвижение страны к информационному обществу, что предполагает:

- последовательное реформирование общественного производства и совершенствование деятельности государственных органов на основе главенствующей роли государства в информатизации общества и управлении информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);

- постепенное превращение преимуществ информатизации общества в реальные материальные и духовные блага для населения страны;

-укрепление национальной безопасности за счет достижения высокого уровня информационной безопасности и обеспечение достойного международного статуса Беларуси как полноценного участника мирового информационного сообщества.

Результатом проводимой информационной политики и управления является созданная на основе внедрения современных информационных технологий в правовую сферу в соответствии с актами, принятыми Президентом Республики Беларусь, государственная система правовой информации (ГСПИ), которая гарантирует каждому человеку возможность реализации своего неотъемлемого права на получение полной, достоверной, официальной правовой информации.

Государственная система правовой информации, лишенная ведомственной зависимости, постоянно совершенствуется и на организационном уровне включает в себя Национальный центр правовой информации (НЦПИ) (центральное государственное научно-практическое учреждение в области правовой информатизации), региональные центры правовой информации (филиалы НЦПИ), публичные центры правовой информации при общедоступных библиотеках, а также другие государственные и негосударственные структуры, работающие в этой сфере при координирующей роли НЦПИ.

ГСПИ нацелена на создание и обеспечение доступа к государственным информационно-правовым ресурсам, и включает в себя прежде всего Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь как электронную систему учета правовых актов и их официальное полное издание, а также эталонный банк данных правовой информации, являющийся по сути Сводом законодательства Республики Беларусь в электронном виде и имеющий статус информационно-правового ресурса государственного значения.

Таким образом, в стране создана практически не имеющая аналогов в СНГ государственная система управления правовым ресурсом, которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый официальный и полный государственный нормативно-правовой информационный ресурс.

Необходимо отметить, что существующая инфраструктура ГСПИ может быть задействована и при проведении выборов Президента Республики Беларусь, особенно это касается возможностей Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь (уже есть положительный опыт, полученный на выборах Президента Республики Беларусь, состоявшихся в 2001 году, когда на сайте НЦПИ был создан раздел, единственный в стране в интерактивном режиме отражавший итоги голосования и на котором на двух языках была размещена полная информация о законодательстве о выборах и кандидатах в депутаты).[11]

Несмотря на отдельные существенные результаты, процессы правовой информатизации до сих пор не являются системно-комплексными. Каждый государственный орган или организация формируют правовые ресурсы в соответствии со своими возможностями и потребностями, что вызывает затруднения системной интеграции всех открытых информационно-правовых ресурсов государства, невозможность полноценного информационного обмена в рамках единого информационно-правового пространства.

Решение данной проблемы мы видим в применении эффективных мер государственного управления в сфере информации и информатизации в целях формирования и дальнейшего совершенствования единого информационно-правового пространства Беларуси, государственной системы правовой информатизации Республики Беларусь, как одного из направлений развития государственной правовой системы, государственной информационной политики в условиях формирования информационного общества.